Опубликовано на сайте Издательского Дома «Аргументы и факты» (http://www.aif.ru)
АиФ-Приморье, выпуск 30 (1551) от 28 июля 2010 г.
Адрес статьи: http://vla.aif.ru/issues/1551/1?print

Японский городовой и другие

Во владивостокскую «Миллионку» вернулись ее бывшие обитатели

Задумчивый поэт, записывающий свои мысли в блокнот и не видящий ничего вокруг, художник с огромным холстом под мышкой, китаец, несущий два ведра воды — такие персонажи были привычны для владивостокской «Миллионки» начала 20 века. Сегодня их образы замерли на бетонный картинках.

В, казалось, неожиданных для творчества местах — полукруглых стенках арок, полуразрушенном дворике, в тёмных углах художники Арт-сообщества «33+1» нарисовали настоящую историю самого знаменитого района Владивостока. В потаённых уголках центра города появилось 7 бетонных рельефов в человеческий рост. Каждая из них — яркий образ «Миллионки» — района, считающегося до конца 30-х годов прошлого века самым злачным во Владивостоке. Это был густонаселенный чайна-таун, в изобилии напичканный опиумными курильнями, притонами криминальных и маргинальных элементов. Сейчас «Миллионка» представляет собой пёстрый микс различных слоёв общества: коммерсантов, нуворишей, художников.

— Наш город живёт, активно развивается и события, которые здесь происходили ранее, постепенно уходят из памяти, — рассказал художник Арт-сообщества Павел ШУГУРОВ. — Таким вот способом мы хотим привлечь внимание людей к истории родного города.

Образы, взятые художниками, возникли из фотографий старого Владивостока. «Наташа и интервент», «китаец-водонос», «японский городовой» — прототипы этих персонажей хранятся на пожелтевших от времени кадрах. Большинство из них сделал американец Меррилл Хаскелл, в 1919 — 1920 годах сфотографировавший каждый уголок Владивостока. Теперь, помимо образов, запечатлённых фотографом, барельеф самого Хаскелла появился в центре города.

— Хаскелл оставил огромный дар Владивостоку, — коллекцию уникальных фотографий, — сказал художник Арт-сообщества Влад ДАШКИН. — Сегодня ни один город не может похвастаться такой исторической фотоподборкой.

Кстати, посмотреть на барельеф приезжают потомки самого Хаскелла. Они намереваются своими глазами увидеть город, в историю которого золотым буквами вписано имя их родственника.

«Выжили» не все

Художники, подарившие городу новую достопримечательность, в полной мере реализовать творческий план не смогли. Дело в том, что по изначальной задумке в центре города должны были появиться 9 барельефов. Однако два из них не дожили даже до открытия.

— В одной из арок было слишком много воды, и сделать барельеф там никак было нельзя, — рассказал Влад Дашкин. — А на втором месте владелец здания просто ночью содрал всю заготовку. Мы ему говорили, что всё согласовано и будет красиво, однако он и слушать не хотел. Так бывает: сначала паникуют, мол, что вы тут творите? А потом восторгаются.

У человека, не давшего родиться барьельефу, своё мнение на этот счёт.

— Ночью к зданию подошли узбеки и начали закидывать стенку непонятным бетоном, — рассказал человек, представившийся владельцем здания. — На все мои вопросы отвечали, что не понимают по-русски. Естественно, я всю эту дрянь со стен отодрал!

Кто прав в ситуации-уже не важно. Однако если мы хотим, чтобы наш город назвали красивым, нужно отличать «дрянь» от истинного искусства. Это легко, нужно просто открыть глаза.




Александр ОХРИМЕНКО



© 1997–2010 ЗАО «Аргументы и Факты»
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

Адрес редакции: 101000 Москва, ул. Мясницкая, 42
телефон: +7 (495) 221–74–20
E-mail: letters@aif.ru
По вопросам, связанным с сайтом и интернет-версиями изданий, пишите по адресу web@aif.ru