По мнению финнов Томми Грунлунда и Петтери
Нисунена, выкопанные ими на пляже Петропавловки колодцы
"отражают окружающие нас микромиры". На деле там
отражается сам зритель и его ноги
Объекты в жанре так называемого "общественного искусства",
или public art, посвященные воде и выставленные в
Петропавловской крепости, пали жертвами воды настоящей -- той,
что плещется в Неве и льется из туч. За борьбой искусства и
реальности следила АННА
МАТВЕЕВА.
Выставка
"H2O", открывшаяся в Петропавловской крепости,
исполняет давнюю мечту петербургских искусствоведов, кураторов
и вообще всех, кто имеет отношение к современному искусству:
глядя на нее, можно с легким сердцем сказать, что мы наконец
догнали Запад. Международный проект, соединивший художников из
всех стран Балтики, выдержан в полном соответствии с
европейским, точнее, скандинавским стандартом. Такую выставку
можно с легкостью представить себе в каком-нибудь маленьком
финском, датском или норвежском городке. Есть все, что любят
северные соседи: экологичность (тема выставки, понятно, --
вода и все, что с ней связано), мультикультурность (четко
ограниченная рамками Балтийского региона), критичность, не
выходящая за рамки политкорректности, а также чисто северная
элегическая расслабленность. Иными словами, все клише и штампы
скандинавского культурного менеджмента любовно и заботливо
соблюдены, отчего конечный продукт выглядит изрядно
бесцветным. Можно было бы с ходу назвать выставку скучной, но
на деле она как северная природа: в ее блеклости есть своя
тихая красота, требующая такого же тихого, созерцательного
подхода. Десяток
художников выставили плоды своих размышлений о воде в
совершенно правильных местах: на границе земли и воды, на
пляже, в крепостных стенах Петропавловской крепости, на
островке, о который бьются невские волны. Волны бушуют и в
искусстве, правда, чтобы их увидеть, нужно проделать путь
подлиннее, чем к волнам натуральным. Инсталляция датчанина
Якоба Кьеркегора расположена в Потерне Петропавловской
крепости -- подземном зале, попасть в который можно только по
длинному подземному ходу, едва освещенному тусклыми красными
лампами. Чем дальше в глубь земли, тем темнее, сам же зал
погружен в полную тьму, и лишь в центре его слабо светится
сама инсталляция: стеклянный гробик, в котором живет своей
жизнью водная поверхность (художника вдохновлял образ живого
океана из "Соляриса" Станислава Лема). У финнов Томми
Грунлунда и Петтери Нисунена, напротив, тишь да гладь: четыре
круглых колодца, выкопанных ими на пляже Петропавловки, являют
собой водяные зеркала, в которых, как гласит аннотация,
"отражаются окружающие нас микромиры". На деле там отражается
сам зритель, и гладь воды, которую нарушают лишь мелкая рябь
или капли дождя -- такой нехитрый инструмент для медитации.
Медитацию предлагает и исландец Финнборги Петурссон, правда,
он подошел к делу гораздо более основательно: выстроил на
границе пляжа и воды целый деревянный павильон, в котором
можно посидеть и посозерцать свои собственные три метра
невского прибоя. После такого философского натиска легкой и
изящной кажется серия объектов Юрия Штапакова: тут, слава
богу, никакого глубокомысленного самосозерцания художник от
зрителя не требует. Штапаковское "Наводнение" -- несколько
больших блестящих штуковин (иначе не скажешь) из серебристого
металла, они, как вода, отражают зрителя и все вокруг, но в
"Наводнении" глаз радует не заковыристая концепция, а простые
геометрические формы и красота самого
материала. Все
работы, сделанные для выставки "H2O" (за
исключением разве что вышеупомянутого живого океана Якоба
Кьеркегора), изначально предполагают размещение на открытом
воздухе, в союзе с окружающей средой, пейзажем и той самой
водой, о которой они повествуют. Тут, нужно сказать, природа
оказала устроителям выставки медвежью услугу. Знаменитая своим
дурным характером петербургская погода проявила себя во всей
красе: на открытии выставки моросил дождь, вскоре
превратившийся в мощный ливень, уровень воды в Неве поднялся,
и все это обычное, в общем, для Петербурга климатическое
безобразие не только распугало зрителей, но еще и свело на нет
усилия доброй половины художников. Медитативная беседка
Финнборги Петурссона, которая, по замыслу художника, должна
была стоять точно на границе земли и воды, оказалась
затоплена: пробраться в нее по щиколотку в воде отваживались
лишь самые стойкие зрители. Трогательная работа датчанина
Каспара Боннена -- слова "Я жду тебя, несмотря ни на что",
выведенные на ступенях невской пристани специальным спреем,
который "проявляется" лишь когда на него набегает и потом
отступает волна, -- была попросту залита ливнем: буквы не
успевали просохнуть в достаточной степени, чтобы проявиться.
Вода как предмет искусства была безжалостно повержена водой
реальной, из реки и туч. Впрочем, синоптики обещают в
ближайшие дни улучшение погоды в Питере -- так что у желающих
еще есть шанс посмотреть выставку такой, какой она была
задумана.