Культура  

«Нужно, чтобы во всех городских администрациях появилась статья расходов „Городское искусство“»

пятница, 10 июня 2011 года, 12:21

Павел ШугуровПавел
Шугуров
художник

Недавно Нижний Новгород посетил уникальный современный художник из Владивостока Павел Шугуров. Уникальность его состоит в том, что он сумел привлечь к созданию произведений искусства в стиле Street-ART чиновников местной администрации, и мэрия стала активным союзником городских художников. А год назад Шугуров сам стал начальником отдела дизайна управления градостроительства и архитектуры мэрии Владивостока, и теперь выдает разрешения и деньги на создание новых шедевров молодым граффитчикам. О том, как творцу наладить диалог с властью, он рассказал корреспонденту РИА «Время Н».

 Павел, Вы долгое время занимались так называемым «уличным» искусством, как удавалось договариваться с милицией и чиновниками?

 Это длинная история, которая потребовала от меня упорства и терпения. Зато сейчас могу с уверенностью сказать, что в моем родном Владивостоке искусством занимаются и художники, и чиновники. Несколько лет я обивал пороги городской администрации со своими проектами, чиновники ко мне привыкли и приняли в свои ряды. Теперь творческой молодежи у нас стало легче, ребята приносят мне эскизы, а я стараюсь вообще их не править. Владивосток имеет свою историю, но любому городу нужны символы, а их просто так не выдумать. Поэтому я разрешаю все, чтобы получилось такое варево из временных проектов, а что из этого останется надолго, решают жители и время. Сначала все проекты мы воплощаем в виде росписи, которую можно закрасить в любое время. Если же проект становится частью города, то мы воплощаем его в бетоне, чтобы запечатлеть надолго.

 То есть, жители сами решают, что оставить. А как быть с чиновниками в других городах, ведь их не так просто убедить в том, что уличная роспись нужна?

 Поймите, мы нужны чиновникам так же, как и они нам. Они ведь тоже хотят резонанса. Например, можно построить или отремонтировать целую дорогу и не получить ничего, а можно на льду нарисовать рыбу, и все СМИ напишут и покажут. Если вы собираетесь в кабинет высокопоставленного человека, старайтесь донести до него именно эту мысль.

 Но ведь и у Вас не сразу стало все гладко. Расскажите, как вы боролись с непониманием в кабинетах чиновников?

 Я всегда был готов идти на компромиссы, потому что понимал, что иначе не получу ничего, начинать надо с малого. Во Владивостоке, например, большая рельефность пейзажа  сплошные возвышенности, из-за которых крыши превращаются в еще одни фасады, поэтому сразу захотелось разукрасить именно их. У меня была задумка изобразить на крыше необычного человечка с крыльями. Я предложил это троим чиновникам, двое отказали сразу, один согласился, но сказал, что картинка уродливая. Тогда я предложил ему ласточку, и он согласился. Душу, конечно, щемит, когда хочется творить, а тебя вместо этого заставляют ласточек и парусники рисовать, но на эти компромиссы приходится идти, потому что нельзя сразу получить яблоко, надо сначала выкопать яму в земле и посадить дерево. Я часто общаюсь с иностранными художниками, у них уже все взошло, а я еще только вскапываю. Чувство такое, словно я космонавт, который должен сам себе сколотить ракету и выкосить травку на полянке, с которой она будет взлетать. Так что мы еще косим и строим, вместо того, чтобы лететь к звездам.

 А жители как относятся к современному искусству?

 Это отдельная тема. Жителей тоже нужно выращивать, прививать им вкус. Например, на глухой стене в Петербурге еще до того, как я вернулся во Владивосток, мы пытались нарисовать такую необычную картину  диалог Че Гевары с Сальвадором Дали. Но нам не дали закончить шедевр, потому что жители просто вызвали милицию. На самом деле в этом наша вина. Представьте, Че Гевара похож на Басаева, а Дали  на Петра Первого. Мы начали рисовать с кубинца, жители увидели, что у них во дворе изображают чеченца и вызвали милицию. А начали бы с «Петра», никто бы и слова не сказал.

 То есть, до действительно стоящих проектов мы пока не доросли?

 Дорастаем постепенно. Мы, например, на льду залива во Владивостоке красками нарисовали золотую рыбку, которая кричит рыбакам «привет!» Думали, что они будут рядом сидеть, ловить, а они разбежались все, чтобы ее не потоптать. В следующем году в том же заливе мы поставили огромную статую «Золотой рыбак» из пенопласта. Задумка заключалась в том, чтобы вокруг большого рыбака сидело много маленьких. Но у них выдался нерыбный год, и рыбак остался в одиночестве. Эти проекты были мне очень по душе.

 А какими еще своими проектами Вы особенно гордитесь?

 Воспитание общественной среды и чиновничества дает свои плоды, и спустя несколько лет я смог сделать то, что действительно люблю. Особая моя гордость  это проект «Обитатели Миллионки». В Екатеринбурге есть такой исторический район, где раньше жили китайцы  говорят, их там были миллионы, поэтому район так и называется. Все понимают, что исторический город надо сохранять, а как это делать, никто не знает, а я как раз предложил конкретный проект. Моя задача заключалась в том, чтобы заманить людей с главных улиц во дворы. Я расположил в этих дворах фотографа, короля Миллионки, который заправлял опиумными курильнями, китайского водоноса и городового. Это долговечные картины на стенах, вылепленные из серого цемента, покрытые белым и по нему прорезанные до первого слоя. Выпустили путеводитель по Миллионке в стиле своеобразного квеста, чтобы люди бродили по району и пытались найти фигуры. Образовались целые сообщества, форумы, на которых жители и обсуждали, кто что нашел. Было весело. Это и есть пульс города. Главное, чтобы таких проектов было много, и они принадлежали разным художникам. А художники, в свою очередь, имели бы свой стиль, свое авторское видение, которое было бы легко узнаваемо, а что это будет  авангард или реализм  не суть важно. Город должен быть открыт для всех стилей.

 Вот теперь Вы сами стали чиновником, каковы Ваши планы на этом посту?

 Ни в одной администрации ни одного города России пока нет в расходах статьи «Городское искусство», поэтому ни один чиновник не знает, куда это вписать. Есть статья «Благоустройство», но это означает совсем не то. Когда я пытался найти денег на проекты, я был и в департаменте городского хозяйства, и в департаментах культуры и архитектуры. Мне никто не хотел помочь  и не потому, что чиновники все злые, а потому, что просто не знают, куда вписать эти расходы. Моя задача  сформировать такую статью, чтобы ежегодно выделялись средства на городское искусство, чтобы был совет, в который входили бы и старики  монументалисты, и молодежь  графитчики, и просто искусствоведы. И чтобы этот совет принимал решение, каким проектам быть, а каким  нет.

 В чем Вы видите свою миссию как художник?

 Мы живем в странном обществе, которое потеряло самоидентификацию и национальную идею и до сих пор ее не нашло. Правительство делает шаги, но это меры сверху, а мы внизу сидим и ждем, когда нам дадут идеи, сделают нормальный город. Это неправильно, каждый должен делать свои шаги. Особенно это относится к художникам, которые сегодня нужны как никогда. Вспомним: в советское время именно скульпторы были на острие времени, они формировали и направляли людей. А теперь они почему-то с этого острия ушли, теперь оно больше принадлежит ученым. А художники потерялись между индустрией интеллектуального развлечения и религиозного эстетства. А сейчас они нужны, потому что они могут поставить вопрос и завязать общественный диалог. Надо вызывать эмоции. Художник может через свое искусство заставить общество шевелиться, расти и главное  разговаривать. Ведь это большая проблема  мы друг с другом не разговариваем. Постоянно делим себя на группы: вот продавцы  каста, они плохие, милиционеры, чиновники  тоже касты, тоже злыдни. А хорошие только я и мои друзья. Но ведь такая философия очень порочна, потому что разобщает и мешает общаться, находить общие решения. Художник может сплотить, и в этом его миссия. Только в диалоге мы можем понять, кто мы и в чем наша идея. Потому я и занимаюсь творчеством, потому я и задвинул на время свое «я» подальше и начал рисовать парусники и ласточек. Но постепенно общество зреет, и можно открывать еще что то, направлять его.

Корр. Катерина Ткаченко

 

Ctrl раньшеИнтервьюпозже Ctrl

30 мая, 13:21
Щитов АлексейЩитов
Алексей

«Скульптура — это моя жизнь»

31 мая, 9:50
Валерий ШанцевВалерий
Шанцев

«Выпускнику нужно выбрать профессию, по которой ему предстоит идти всю жизнь»

31 мая, 17:44
Александр РазумовскийАлександр
Разумовский

«Если ты надел белый халат, то должен любить пациента как своего родственника»

3 июня, 13:06
Валерий ШанцевВалерий
Шанцев

«К 2013 году мы полностью решим проблему диагностики сердечно-сосудистых заболеваний»

6 июня, 17:10
Сергей ПоповСергей
Попов

«Моя задача — способствовать сохранению исторического наследия и созданию условий для нового строительства»

7 июня, 18:34
Валерий ШанцевВалерий
Шанцев

«Я всегда говорю: хотите хорошо работать — давайте составим хорошую команду»

8 июня, 13:50
Сергей ВагановСергей
Ваганов

«Главное — приносить пользу родной команде!»

8 июня, 16:59
Сергей ПаригинСергей
Паригин

«Музыка — это образ жизни»

9 июня, 10:08
Валерий ШанцевВалерий
Шанцев

«Нижегородская область - на 3 месте по экологической ситуации в ПФО»

9 июня, 11:01
Ольга ПолянскаяОльга
Полянская

«»

12:21
Павел ШугуровПавел
Шугуров

«Нужно, чтобы во всех городских администрациях появилась статья расходов „Городское искусство“»