<<< Бабыкин Ашот \ Babykin Ashot
Проект "Концептуалист" (опубликованный в журанле "Собаки", № 28, ноябрь 2004).
КОНЦЕПТУАЛИСТ.
Вводная статья к проекту Концептуалист
Зачем этот проект? Потому что! Потому что снова случился такой вечер из серии вечеров, которые случаются все реже и реже, и происходят все острее и острее. Вечер, когда голова теснится, распухает разными вопросами, когда ты зарисовываешь, записываешь в блокнот, в разные блокноты десятки больших и мелких идей. Идей, как залатать семейный бюджет; идей, для искусства; идей для философии; идей для жизни; что сказать завтра Потаповой; идей для общества: социализм и капитализм… А попытки упорядочивания, осмысливание потока придают потоку новую силу. Новые идеи налипают на осмысливание снежным комом. Но ты знаешь вопрос, который может остановить этот поток. Вопрос Зачем? Вопрос, на который не будет ответа. Вопрос, как стоп-кран. Ты не торопишься его срывать, ты медлишь. Идея сделать такой-то проект. Зачем? –срываешь ты. Чтобы выразить такую-то мысль, -сопротивляешься ты же. Зачем ее выражать? Столь ли конечна эта мысль, так ли исчерпывает она проблему, которую ставит? Нет. Зачем тогда ее выражать? Заворачивать красивым фантиком интересного проекта очередную никчемную мысль, зачем? Зачем все эти подсмыслы, «третье и четвертое дно», интеллектуальные игры? Чтобы усладить интеллектуалов, чтобы занимательно потерять время? Чтобы взглянуть на проблему с другой стороны? А разве с прежнего ракурса проблема уже разрешилась? А разве новый ракурс более способствует ее разрешению? Так работает этот Вопрос. Поток постепенно останавливается. И здесь возможны несколько сценариев для развития вечера. 1. Сценарий Действия. Некая идея, которую ты подверг Зачему, в нашем примере и случае –идея данного проекта, начинает усиленно разрабатываться такими вопросами-ответами, обрастать образностью, виртуальной визуальностью. Ты уже в интернете, ты собираешь материал для дальнейших ответов и вопросов. Делаются какие-то записи, почеркушки, наброски, и в итоге возникает усталость, которая дарит тебе сон, и счастливое утро, и неделю спокойного, радостного воплощения этой идеи, а потом дарит тебе дивиденды успеха, когда ты демонстрируешь воплощение во вне, её, «вещь идеи», а потом дарит еще и главное –разочарование, когда она затаскивается, становится таким же интеллектуальным мусором, как и все идеи прошлого, прошлые достижения. Кое-кто еще пожимает тебе руку, говорит спасиба, но ты знаешь, что тебя благодарят за шлак, тобой же уже успешно пережитый, переработанный. Вот и этот проект, который вы держите в руках –предмет такого сценария. И я подозреваю, что все вещи живой и неживой природы –созданы таким сценарием, действием не ради большого смысла, а ради действия, как выстрел наугад. Впрочем, это не грустный сценарий. Действие –это радость действия, это счастье с несчастливым концом. 2. Вот сценарий погрустнее. Вернемся к тому больному вечеру. А больной он не только своей повышенной эмоциональностью и нервозностью, но и их внешними проявлениями: спазмами, болью, расстройством. И ты понимаешь это состояние не как откровение, а как болезнь, и заставляешь себя уснуть. Никаких вопросов, никаких идей, никаких действий… никаких вопросов, никаких идей, никаких действий… А завтра случается новый бессмысленный день –беготня, разговоры ни о чем, дела, делишки, «без идеи»… Два, три дня, месяц. И ты понимаешь, что перестал быть человеком и начинаешь переживать по этому поводу. И напряжение переживаний вырастают в новый болезненный вечер идей… или не вырастают, и ты уже не переживешь по поводу того, что перестал быть человеком. Грустный механизм.
А на вопрос ответа нет. И это моя личная проблема, как конкретного человека и неличная, как части (а значит и целого) человечества. Поэтому я нервно воплощаю новую идею в вещь. Поэтому общество нервно воплощает новые идеи в производстве, или не спеша, отлажено и тупо (как грустные механизмы) воспроизводим воплощения старых идей.
Этот проект –судорожное воплощение новой идеи, является реакцией на вопрос «Почему возникает вопрос Зачем? Почему он всегда все рушит?» или «Зачем зачем?»
В нашей многочисленной тусовке художников –музыкантов –литераторов скапливается все больше невоплощенных или не до конца воплощенных идей. Они уже даже не лелеются и не мыслятся, что будут реализованы. Они производятся по инерции и, сталкиваясь с первыми трудностями, в принципе, решаемыми, но требующими усилий, сами срывают спот-кран «Зачем?». А не-Зачем! А ведь могло бы быть забавно… Да, но за «забавно» тратить силы –мелковата плата, не буду… Но за «забавно» я вполне могу позволить себе занести идею словами в блокнот –это не так сложно, этого она вполне стоит. Так скапливаются горы идей. Этот проект –это «избранное» таких записей. Зачем? Да без комментариев. Ни я, собравший с тусовки эти идеи, записав их своими словами, от первого лица (чтобы лишить каждую индивидуального почерка автора, как рассказчика, оставив ему только авторство мысли) не знаю ответа, ни авторы… Потому что для нас это достаточно легко и ненавязчиво заполняет пустоту дней, достаточно обречено, как человек обречен, потому что смертен. Обреченность –это не ждать ничего, из того, что себе загадал; это не надеяться прийти туда, куда отправился, не мечтать и не желать. Этого не будет. Усталость –это когда огонь потух и пепел развеян; это окончательная усталость, а не усталость для отдыха, как привал. Это обреченность своего прошлого, настоящего и будущего. Но Обреченность и Усталость –это не повод к бездействию. Это не бессилие! Это понятие идейное, но не физическое. Говоря, я обречен, я окончательно устал, я продолжаю движение в пустоте, ни на что не надеясь. Но чувствуя себя победителем. (Бабыкин) |
___________________ - Вводная статья- Биографии участников проекта ___________________ ___________________ |
||