- - - - - - - - - - - - >>> English version <<< - - - - - - - - - - - -

Из статьи и скусствоведа А.Кротова:

Одной из главных тем Современного Арта новейшего времени можно назвать тему Памяти. Тысячи современных художников собираю гербарии своей памяти, изображая важные события и ощущения своего прошлого на холсте, в скульптуре, или, ничего не изображая, просто вносят в выставочные пространства те предметы, которые «значат» для них. Конечно, Екатерина именно такая художница.

Особенность ее художественно метода является то, что она не работает с пространством, она отказывается работать с пространством, как со средой для размещения Вещи. Пространство для Манучан – и есть Вещь, рейди-мэйд. Она только «называет».

Вспоминается ее первый значимый проект в Милане, когда Манучан выставила «пустое» пространство популярной галереи «78» - как свой проект. Сколько художественной тонкости и смелости! Выставить пустую галерею! Опять, -скажите вы. Да и нет. И всем, кто видел тот проект, было понятно в чем отличие. Художница выставляла не Пустоту, не Наполненность и самодостаточность пространства, а именно Пространство, как факт. В чем отличие, в чем художественность? В том, что название, бирка (единственное к чему художница прикасалась) была вынесена за пределы пространства!

Прогуливаясь по городу, узнав некий красивый вид, мы скажем: «Красиво!» Екатерина же подпишет это место, пометит его своей фамилией, своим ощущением, и устроит там вернисаж. Ничего особенного, но как легко и тонко.

Из интервью Екатерины газете «SD» (№ 45, август 2003):
«Обозначить пространство несложно. Сложно обозначить границу «обозначенного» пространства. Многие проекты остались неосуществленными как раз по причине трудности обозначить границу»…

Таким образом, мы можем примерно обозначить основную цель творчества художницы –понимание и называния окружающего нас пространства и себя – как Искусства. Собирая бесконечную мозаику увиденных и «названных» пространств – Екатерина словно стремится объять все пространство своей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ек. Манучан - Мысли о КОНТЕКСТУАЛИЗМе.

КОНТЕКСТУАЛИЗМ - направление концептуалистического искусства, исследующее взаимосвязи существующих предметов, пространств, объектов (ВСЕГО, что имеет название) в среде таких взаимосвязей.

То есть: контекстуализм утверждает, что картина ХУДОЖНИКА СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО ВО ВЗАИМОСВЯЗИ с биографией художника, с музеем, где она выставлена, с погодой на улице, с бабушкой-смотрительницей в уголке на стульчике, со стульчиком, с политикой и экономикой…

Контекстуализм не отрицает объект, он изучает объект, но через окружение – таков МЕТОД контекстуализма. Метод контекстуализма утверждает, что ничто не существует вне зависимости от своего контекста и более того: контекст формирует объект или явление.

То есть: метод контекстуализм утверждает, что картины художника НЕ СУЩЕСТВУЕТ без биографии художника, без музея, где она выставлена, без дождика на улице, без бабушки-смотрительницы в уголке на стульчике, без её скрипучего стульчика, без политики и экономики…

Контестуализм не создает произведений-объектов, репрезентирующих себя, только инструменты-объекты, помогающие репрезентировать тот или иной контекст, среду, как произведение искусства. Контекстуализм ставит своей задачей рассказать зрителю об окружающей среде, понять ее, как искусство, объект искусства используется, как точка отсчета этой среды. Контекстуализм – это очки, которые заставляют вас смотреть только боковым зрением.

То есть: предмет искусства традиции контекстуализма репрезентирует как искусство биографию своего создателя, дождик на улице, бабушку-смотрительницу в уголке на стульчике, её скрипучий стульчик, политику и экономику, но только не самого себя. Самый наглядный пример контекстуальной картины – зеркало. Или прозрачное стекло. Или свет. Или фото-видео съемка в реальном времени.

Идеалом контекстуального искусства считается произведение (среда), которое репрезентирует себя во всей полноте своего контекста: прошлой, настоящей, будущей истории; от появления до исчезновения и последующих перерождений.
Шедевром контекстуального искусства считается произведение, приближенное к идеалу.

Контекстуализм – это всегда динамический процесс, самоизменяющийся в постоянно изменяющихся условиях жизни. Контекстуализм – это фрагмент в вечном стремлении стать целым, исчерпать все полноту целого.

То есть: предмет искусства традиции контекстуализма репрезентирует как искусство дождик на улице сегодня, а вчера – снег; сегодня бабушку-смотрительницу, а завтра – дедушку.
- - - - - - - - - - - - - 07.01.2006 11:57:12 - - - - - - - - - - - - - - -

Контекстуализм – не есть компромисс между желанием художников создавать новые символы и переизбытком символов в современном мире и искусстве.
Например: Архитектор-контекстуалист проектирует полностью зеркальное здание в центре старого города (чтобы не разрушать среды, вековой поэтики) не как компромисс между амбициями индивидуальности и заданными условиями, а как воплощение своего «экологического» мировоззрения. Если он бы мог, он бы хотел «материализовать» старое здание на этом месте, но он реально оценивает свои силы и не хочет возводить бутафорию, поэтому принимает ТВОРЧЕСКОЕ решение. Если бы он нашел метод «материализовать» старое здание – это был бы шедевр контекстуализма.

Таким образом, становится понятным неоднозначное отношение культуры контекстуализма к культуре постмодернизма. Контекстуализм создает объекты или ситуацию, которые репрезентируют окружающие символы, но не создают новых символов. Постмодернизм из существующих символов создает новые символы, которые репрезентируют себя и уже на фоне себя - историю своего создания.
Для постмодернизма целью становится объемы производства, для контекстуализма – экология производства, экология - во всех смыслах.
Постмодернизм репрезентирует индивидуальность постмодерниста в обстоятельствах среды. Контекстуализм – обстоятельства среды, стремясь устранить индивидуальность контекстуалиста.

Цель контекстуалиста – «над индивидуальность».

Физик Капра приводит для сути объяснения экологического мировоззрения пример велосипеда: Мы можем видеть в велосипеде - функционально целое и понимать взаимозависимость его частей (холистический подход). Экологический взгляд включает и этот подход, однако он добавляет представление о том, каким образом велосипед соотносится с окружающей природной и социальной средой — откуда пришло сырье, из которого он изготовлен, как его производят, как его использование влияет на природную среду и на то сообщество, в котором его используют, и т. д. Это различие между «холистическим» и «экологическим» становится еще более ощутимым, когда мы говорим о живых системах, для которых связи с окружающей средой неизмеримо важнее, - заключает Капра.

Контекстуализм - один из методов воплощения экологического подхода в искусстве.
- - - - - - - - - - - - - - 07.01.2006 12:53:19- - - - - - - - - - - - - - - -

Контекстуализм – не символ, а принцип. Такой же принцип, как концептуализм, как постмодернизм. Контекстуализм не работает с вещью, а работает со средой вещи, в измерении искусства. Поэтому одной из приоритетных областей контекстуализма будет арт-тусовка. Арт-тусовка (деятели, критики, институции, галереи, рынок) – как материал для арта, компилируя ситуации как внутри тусовки, так и снаружи, художественно смешивая зоны влияния на пестрой палитре разделенного на кланы современного общества.
- - - - - - - - - - - - - - - - - 10.01.2006 19:20:02- - - - - - - - - - - - - - - - -

Контекстуализм не учит, не довлеет над своим зрителем. Ничему не возможно научить. Зритель всего достигает сам, сам совершенствуется. Любое давление, направление которого не совпадет или совпадет, а потом разойдется с вектором развития, выбранного человеком, вызовет негативную ответную реакцию. Учитель, духовно не растущий вместе с учеником, рано или поздно станет «надсмотрщиком».
Контекстуализм сопровождает своего зрителя, развивается вместе с ним, даже как будто слегка не успевая.
Контекстуализм – не картина, а паспарту картины. Картина же – зритель.
- - - - - - - - - - - вторник, 10 января 2006 г. 20:42:27 - - - - - - - - - - -

Иллюзия – термин виртуальной реальности. Реальность – иллюзия, принятая за отправную точку.
Точка – реальность. Взгляд из точки – реальность. Взгляд на точку – иллюзия: сумма всех возможных контекстов.
- - - - - - - - - - - - - - пятница, 3 марта 2006 г. 21:11:17- - - - - - - - - - - - - -

Контекстуализм не дает ответов, но и не ставит вопросов. Он меняет угол зрения. Он собирает (коллекционирует) точки обзора.
- - - - - - - - - - - - - - суббота, 4 марта 2006 г.14:02:20- - - - - - - - - - - - -

Контекстуализм изобретает принцип, но не символ.
Методы контекстуализма: перекомпоновка, переприсвоение, отчуждение, переинтеграция, перекооперация, переконсолидация, эффект несовершенного действия.
- - - - - - - - - - - - - - суббота, 4 марта 2006 г.14:20:21 - - - - - - - - - - - - -

Пространство определяется границами – «пространство до».
Пространство определяется элементом – «пространство от».

Каждая картина, любой объект – это «пространство от». Такое пространство ограничивается возможностью органов чувств, или полнотой знания.
- - - - - - - - - - - - - - 17.10.2005 11:39:18 - - - - - - - - - - - - - -

Инсталляция работает с пространством –художественная архитектура, без утилитарной функции.
Перформанс работает с пространством людей –архитектура общения.
- - - - - - - - - - - - - - 10 апреля 2005 - - - - - - - - - - - - - -

Энергия собирается творчеством (созиданием себя). Репрезентация этого процесса – есть растрата энергии. Вопросом встает - сохранение собранной энергии и умеренность ее траты. Быть фоном. Не-деять, без потери концентрации. Мыслить не Вещью, а контекстом.
- - - - - - - - - - - - - - 8 июня 2005 - - - - - - - - - - - - - -

Любое искусство (например, перформанс) – это одновременно арт-явление и явление социальное. Понимая это, мы и должны рассматривать искусство. Например, взрыв в Америке 11 сентября мы можем рассматривать, как социальное событие и как перформанс. Но арт-аспект этого взрыва значительно уступает социальному аспекту, поэтому это не-искусство.
Таким образом мы можем нащупывать грань между искусством и не-искусством, оценивая любое событие контекстом.

Любое искусство мы можем рассматривать как явление художественного салона и как пространство познания.
Чтобы нащупать границу этих понятий, следует задаваемый себе вопрос «Что меня поражает в этой вещи?» разделить на два вопроса: «Что я вижу?» и «Что я познаю?»
- - - - - - - - - - - - - - 21:13:37 - - - - - - - - - - - - - -

Абсолютно историчное пространство.
Хотелось бы создать такое выставочное пространство, стены (или границы) которого, отделяющие его от внешнего пространства, были бы абсолютно историчны энергетически, психологически и материально.
Как мы можем быть уверены в чистоте эксперимента, если пространство, в котором он проводится, не познано нами (не идеально). Возможно, в таком пространстве эксперимент (при всей его технологической чистоте) может оказаться анти-экспериментом.
Философия данного тезиса прорастает из той мысли, что ничто не может созидаться через разрушение – это есть порочный круг, если только мы не осознали разрушение, как созидание, но для этого необходимо сначала познать разрушение (отследить его).
Причиняя горе, ты не можешь нести радость. Такая радость всегда обернется усиленным горем.
Например, можем ли мы прекрасный Исаакиевский собор считать таким прекрасным, зная, что построен он на костях своих строителей? Творение ли это, если мы понимаем творение, как созидание, когда за его фасадом – разрушенные судьбы людей?
Например, может ли некий текст считаться проповедующим добрым, если в нем присутствует корысть и насилие, или хотя бы одно слово – «зло» или «грязь», которые уже дают негативные ассоциации. Не важен вывод в конце текста, важна структура текста. Если есть хоть одно слово «грязь» - то это уже «грязный» текст (а данный абзац нашего эссе – уже «порченный»).
Если мы стремимся к творчеству (абсолюту созидания (себя или мира)), к познанию, то наша работа теперь отслеживать нюансы: не только смысл своего деяния, но и его структуру и особенно контекст.
Если иллюстрировать мысль абсолютного созидания искусством, то хотелось бы создать «абсолютное» выставочное пространство – то есть создать контекст, пространство эксперимента. Создать пространство, значит, создать его границы. Из чего? Что обладает кристальной позитивной историей? Понятно, что существующие материалы не подходят нам, потому что мы не можем проследить их «историю». Откуда песок в цементе стен нашего дома? Откуда сталь для железа, кроющего крышу нашего дома? Понятно, что границы нашего пространства нам придется генерировать «из ничего». Возможно, проращивать растения… Но, даже если мы землю и корни растений оставляем за границей эксперимента, то как нам контролировать историю веществ, воды, света, которыми напитались, из которых строили себя наши растительные границы. Мы же не можем допустить, что это остается вне эксперимента, это был бы недопустительный формализм, разрушающий сам смысл эксперимента. Это как сказать, что история керамической чашки не имеет отношения к истории глины, из которой она сделана, что, дескать, произошло «очищение огнем». В нашей концепции, огонь будет одной из областей исследования чашки; что это был за огонь?
- - - - - - - - - - - - - - 16.06.2005 9:38:38 - - - - - - - - - - - - - -