- - - - - - - - - - - - >>> English version <<< - - - - - - - - - - - -
Из статьи и скусствоведа А.Кротова: Одной из главных тем Современного Арта новейшего времени можно назвать тему Памяти. Тысячи современных художников собираю гербарии своей памяти, изображая важные события и ощущения своего прошлого на холсте, в скульптуре, или, ничего не изображая, просто вносят в выставочные пространства те предметы, которые «значат» для них. Конечно, Екатерина именно такая художница. Особенность ее художественно метода является то, что она не работает с пространством, она отказывается работать с пространством, как со средой для размещения Вещи. Пространство для Манучан – и есть Вещь, рейди-мэйд. Она только «называет». Вспоминается ее первый значимый проект в Милане, когда Манучан выставила «пустое» пространство популярной галереи «78» - как свой проект. Сколько художественной тонкости и смелости! Выставить пустую галерею! Опять, -скажите вы. Да и нет. И всем, кто видел тот проект, было понятно в чем отличие. Художница выставляла не Пустоту, не Наполненность и самодостаточность пространства, а именно Пространство, как факт. В чем отличие, в чем художественность? В том, что название, бирка (единственное к чему художница прикасалась) была вынесена за пределы пространства! Прогуливаясь по городу, узнав некий красивый вид, мы скажем: «Красиво!» Екатерина же подпишет это место, пометит его своей фамилией, своим ощущением, и устроит там вернисаж. Ничего особенного, но как легко и тонко. Из интервью Екатерины газете «SD» (№ 45, август 2003): Таким образом, мы можем примерно обозначить основную цель творчества художницы –понимание и называния окружающего нас пространства и себя – как Искусства. Собирая бесконечную мозаику увиденных и «названных» пространств – Екатерина словно стремится объять все пространство своей жизни.
|
|
Ек. Манучан - Мысли о КОНТЕКСТУАЛИЗМе. КОНТЕКСТУАЛИЗМ - направление концептуалистического искусства, исследующее взаимосвязи существующих предметов, пространств, объектов (ВСЕГО, что имеет название) в среде таких взаимосвязей. То есть: контекстуализм утверждает, что картина ХУДОЖНИКА СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО ВО ВЗАИМОСВЯЗИ с биографией художника, с музеем, где она выставлена, с погодой на улице, с бабушкой-смотрительницей в уголке на стульчике, со стульчиком, с политикой и экономикой… Контекстуализм не отрицает объект, он изучает объект, но через окружение – таков МЕТОД контекстуализма. Метод контекстуализма утверждает, что ничто не существует вне зависимости от своего контекста и более того: контекст формирует объект или явление. То есть: метод контекстуализм утверждает, что картины художника НЕ СУЩЕСТВУЕТ без биографии художника, без музея, где она выставлена, без дождика на улице, без бабушки-смотрительницы в уголке на стульчике, без её скрипучего стульчика, без политики и экономики… Контестуализм не создает произведений-объектов, репрезентирующих себя, только инструменты-объекты, помогающие репрезентировать тот или иной контекст, среду, как произведение искусства. Контекстуализм ставит своей задачей рассказать зрителю об окружающей среде, понять ее, как искусство, объект искусства используется, как точка отсчета этой среды. Контекстуализм – это очки, которые заставляют вас смотреть только боковым зрением. То есть: предмет искусства традиции контекстуализма репрезентирует как искусство биографию своего создателя, дождик на улице, бабушку-смотрительницу в уголке на стульчике, её скрипучий стульчик, политику и экономику, но только не самого себя. Самый наглядный пример контекстуальной картины – зеркало. Или прозрачное стекло. Или свет. Или фото-видео съемка в реальном времени. Идеалом контекстуального искусства считается произведение (среда), которое репрезентирует себя во всей полноте своего контекста: прошлой, настоящей, будущей истории; от появления до исчезновения и последующих перерождений. Контекстуализм – это всегда динамический процесс, самоизменяющийся в постоянно изменяющихся условиях жизни. Контекстуализм – это фрагмент в вечном стремлении стать целым, исчерпать все полноту целого. То есть: предмет искусства традиции контекстуализма репрезентирует как искусство дождик на улице сегодня, а вчера – снег; сегодня бабушку-смотрительницу, а завтра – дедушку. Контекстуализм – не есть компромисс между желанием художников создавать новые символы и переизбытком символов в современном мире и искусстве. Таким образом, становится понятным неоднозначное отношение культуры контекстуализма к культуре постмодернизма. Контекстуализм создает объекты или ситуацию, которые репрезентируют окружающие символы, но не создают новых символов. Постмодернизм из существующих символов создает новые символы, которые репрезентируют себя и уже на фоне себя - историю своего создания. Цель контекстуалиста – «над индивидуальность». Физик Капра приводит для сути объяснения экологического мировоззрения пример велосипеда: Мы можем видеть в велосипеде - функционально целое и понимать взаимозависимость его частей (холистический подход). Экологический взгляд включает и этот подход, однако он добавляет представление о том, каким образом велосипед соотносится с окружающей природной и социальной средой — откуда пришло сырье, из которого он изготовлен, как его производят, как его использование влияет на природную среду и на то сообщество, в котором его используют, и т. д. Это различие между «холистическим» и «экологическим» становится еще более ощутимым, когда мы говорим о живых системах, для которых связи с окружающей средой неизмеримо важнее, - заключает Капра. Контекстуализм - один из методов воплощения экологического подхода в искусстве. Контекстуализм – не символ, а принцип. Такой же принцип, как концептуализм, как постмодернизм. Контекстуализм не работает с вещью, а работает со средой вещи, в измерении искусства. Поэтому одной из приоритетных областей контекстуализма будет арт-тусовка. Арт-тусовка (деятели, критики, институции, галереи, рынок) – как материал для арта, компилируя ситуации как внутри тусовки, так и снаружи, художественно смешивая зоны влияния на пестрой палитре разделенного на кланы современного общества. Контекстуализм не учит, не довлеет над своим зрителем. Ничему не возможно научить. Зритель всего достигает сам, сам совершенствуется. Любое давление, направление которого не совпадет или совпадет, а потом разойдется с вектором развития, выбранного человеком, вызовет негативную ответную реакцию. Учитель, духовно не растущий вместе с учеником, рано или поздно станет «надсмотрщиком». Иллюзия – термин виртуальной реальности. Реальность – иллюзия, принятая за отправную точку. Контекстуализм не дает ответов, но и не ставит вопросов. Он меняет угол зрения. Он собирает (коллекционирует) точки обзора. Контекстуализм изобретает принцип, но не символ. Пространство определяется границами – «пространство до». Каждая картина, любой объект – это «пространство от». Такое пространство ограничивается возможностью органов чувств, или полнотой знания. Инсталляция работает с пространством –художественная архитектура, без утилитарной функции. Энергия собирается творчеством (созиданием себя). Репрезентация этого процесса – есть растрата энергии. Вопросом встает - сохранение собранной энергии и умеренность ее траты. Быть фоном. Не-деять, без потери концентрации. Мыслить не Вещью, а контекстом. Любое искусство (например, перформанс) – это одновременно арт-явление и явление социальное. Понимая это, мы и должны рассматривать искусство. Например, взрыв в Америке 11 сентября мы можем рассматривать, как социальное событие и как перформанс. Но арт-аспект этого взрыва значительно уступает социальному аспекту, поэтому это не-искусство. Любое искусство мы можем рассматривать как явление художественного салона и как пространство познания. Абсолютно историчное пространство. |