Международный фестиваль современного искусства «Арт-статус»
В сентябре 2006 года в Кемерово должен впервые
пройти масштабный международный фестиваль современного искусства
«Арт-статус».
Программа фестиваля предполагает широкий спектр
направлений современного искусства, которые наиболее актуальны сегодня
во всём мире: видео-арт, мобилография, перфомансы, инсталяции,
альтернативное кино, компьютерная графика и т.д. Особенностью фестиваля
является реализация арт- проектов в социальном пространстве областного
центра.
Фестивали современного искусства проходят
сегодня во всём мире. Кроме интересного и зрелищного мероприятия, их
вполне можно назвать акциями, которые объединяют творческие активы
разных стран и городов в едином культурном пространстве.
Кураторы и организаторы фестиваля
приложили максимум усилий, чтобы такой фестиваль состоялся в областном
центре. В условиях столичной десакрализации искусства и все большей
коммерциализации АРТ - процесса, мы находимся в поиске кардинально
новых центров создания и презентации творчества. Организация фестиваля
– стала коллективным плодом творчества художников и кураторов.
Своё желание принять участие в фестивале
выразили многие молодые художники не только из России, но и из других
стран. Кроме того, свои проекты представят такие брэнды, как фестиваль
«Видеология» (г. Волгоград), Маша Шартфутдинова (Санкт-Петребург),
фестиваль «Изолента» (СПб Центр современного искусства,
Санкт-петербург), группа художников "Szuper gallery"
Великобритания) и многие другие.
География участников проекта обширна: от
Москвы, Санкт-Петербург и Волгограда до Берлина, Дюссельдорфа и
Лондона.
Целевая аудитория фестиваля - молодое поколение кузбассовцев.
Перед тем, как приступить к разработке проекта кураторы фестиваля
провели соцопрос среди студенчества, главной целью которого было –
понять ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ли предполагаемое мероприятие будет им интересно.
Нам было очень приятно убедиться в том, что высокий процент
опрошенных, высказал желание, чтобы фестиваль состоялся и
посчитал его проведение в Кемерово – необходимостью.
Кроме зрелищного характера, организация фестиваля может помочь решить и такие не менее важные задачи, как:
-расширение культурного пространства г. Кемерово в целях
формирования и удовлетворения духовных потребностей молодого
населения города в сфере художественно-эстетического образования,
интеллектуального и творческого развития;
-консолидация учреждений культуры с образовательными учреждениями;
-предоставление молодому населению города возможности
ориентироваться в современных тенденциях арт-направлений, возможности
выбора развлекательных мероприятий в сфере искусства, вовлечение
молодёжи в сферу творческой реализации;
-привлечение потенциально креативной молодёжи, для активизации социального пространства российской глубинки.
Уровень проектов, которые будут
презентованы на фестивале, позволяет с уверенностью заявить, что это
будет качественный продукт, который не только активизирует общественное
внимание к областному центру, но и позволит в дальнейшем (при условии,
что фестиваль станет ежегодным) привлечь в область дополнительные
средства.
Кураторы фестиваля Елена Митрофанова, Илья Гапонов
Участники фестиваля
Илья Гапонов.
Проекты: «Перенос столиц в г. Кемерово», «Навстречу Гламуру», «Летят гуси над Нью -Йорком» и др.
Маша Шарфутдинова (С-Петербург)
Татьяна Ахметгалиева (С-Петербург). Проект «» Видео-арт.
Александр Сиротенко (г. Берлин) Студия «Видео–Арт». Фотовыставка «Берлин-Москва», видео-арт.
Александр Мальгаждаров (г. Москва) Мобилография.
Алексей Мухник (Германия) Фотопроект «Кемерово глазами русского немца».
Константин Мучник (Нью-Йорк, Москва) Фотовыставка « Сны…» (автор лично не будет присутствовать на фестивале)
Группа художников "Szuper gallery" (Великобритания)
Организаторы фестиваля «Видеология» (альтернативное кино).
Имена участников и проекты, которые примут участие в нашем фестивале от Волгограда уточняются.
Видео - программа:
ИХТИК (Лучистых Евгений Александрович) г. Лучегорск
Шукупов Павел Евгеньевич, г. Владивосток
Плоткова Наталья Николаевна, Комсомольск – на - Амуре
Манюкян Катерина Ашотовна, Душанбе
Гурулёва Надежда Васильевна, Санкт-Петербург
Петров Дмитрий Александрович, Санкт-Петербург
Потапова Светлана Владимировна, Ставрополь
Мулдашев Анатолий Федорович, Санкт-Петербург
Инжиров Петр Геннадиевич, Ростов
Терский Олег Иванович, Севастополь
Владивосток Павел, Хабаровск
Александра Уварова, Санкт-Петербург
Кураторская программа М.Карастылевой и М.Колдобской
«Искусство и политика», 2005, Санкт-Петербург
Кураторская программа А.Колосовой
Фестиваль «Изолента»
Кураторская программа Андрей Бояринцев
Фестиваль «Шорты»
Ольга Ловцус, Санкт-Петербург
Алексей Дмитриев и Сергей Дмитриев, Санкт-Петербург
Susanne Clausen
Pawlo Kerestey,UK “Contemporary ART” 1998, 14 min
Котешов Кирилл, Санкт-Петербург
Илюшкина Виктория, Санкт-Петербург
Лосев Фёдр, Новокузнецк
Сахабиев Шамиль, Новокузнецк
Тарасевич Лев, Санкт-Петербург
Другаков Дмитрий, Новокузнецк
Юдович Илья, Челябинск
Онищук Владимир, Москва
Ахметгалиев Роман, Кемерово
Рудьева Вероника, Санкт-Петербург,Красноярск
Предполагаемый участник фестиваля – музыкальный коллектив «НЕМО» (г. Москва).
ПРОЕКТЫ
Кузбасс-Русь параллельная.
Проект «Навстречу гламуру»
Авторы: Илья Гапонов, Кирилл Котешов
Проект рассчитан на один музейный зал.
Концепция проекта:
Проект обращается к текстам апокалипсиса и связывает их с
современной ситуацией. Провинциальная мечта о роскошной жизни
мегаполисов, всевозможных клубах, бутиках – на самом деле
запрограммирована современными СМИ и не является жизненно необходимой.
Культура каждого региона самодостаточна и ценна.
Проект является только этапом процесса, ведущего к логическому
выводу и воплощению его в образах, основанных на национальной
идентичности.
Световой короб, как архетип рекламы несет
на себе максимально материалистическую функцию. Сопоставляя
каноничность Ангелов с образами гламура, мы считываем однозначный посыл
о разделении добра и зла.
Уже достаточно глубоко укоренились
традиции в рекламе, и именно искусственный свет встал на замену
света внутреннего, наполнения духовного. Разность фактур - стерильность
и чистота противопоставлена чему то мятому и «грязному», но видимость
обманчива, а фактуры несут иные смысловые характеристики. Никто не
станет спорить, что реклама в современном мире, является своего рода
тоталитарным диктатором, указующим, как и по каким правилам надо жить.
В этом проекте мы хотим в очередной раз обличить и подчеркнуть именно
этот аспект роли рекламы. Возвращение сокральности и утерянного
рая - станет отражением цельной модели бытия и
логичной связи духовного и материального.
Описание проекта:
Вдоль стены развешаны семь полотен (ткань, Кузбасс лак)
выполненных в технике живопись, изображения контрастны и приближаются
по тону к глубокому черному.
На полотнах изображены семь Ангелов апокалипсиса. На
расстоянии метра от стены, четко по центру холстов весят световые
короба с образами гламурной жизни (взятой из рекламных плакатов), как
символ желания и вожделения. Возле противоположной стены, также
напротив работ расставлены сгоревшие стулья, они как признак
неправильности сделанного выбора и своеобразного отрезвителя в данном
контексте.
Проект: ОБОЛОЧКА
Автор: Ахметгалиева Татьяна, г.Санкт-Петербург – Кемерово
Проект представляет из себя видео, проецирующееся на экран.
Место расположения: вариант 1: конец коридора, экран прикрывает собой окно.
Вариант 2: коридор 3-го этажа. Проектор проецирует с лестницы на
главную стену, которую зритель видит сразу, поднявшись на этаж.
Синопсис: Оболочка, под которой прячется человек, прячется каждый
из нас… Мы производим миллиарды таких оболочек, на все случаи жизни… Мы
видим женщину, закованную внутри своего платья… Мы чувствуем свою
зависимость от своей внешней ткани. Борьба, смятение… а потом…
стремление стать хозяином над обстоятельствами…но…
Технические требования: проектор, экран, колонки, DVDпроигрыватель.
Бюджет ограничивается расходами на аренду необходимой техники.
Проект: РОЖДЕНИЕ НОВОГО МИФА
Автор: Ахметгалиева Татьяна, г.Санкт-Петербург – Кемерово
Видео-инсталляция
Место расположения: главный холл и балкон второго этажа. Видео
проецируется с балкона вниз, на пол главного холла, где сделан экран
3Х4 метра из светлой клеенки. По нему проходят зрители, входящие в
музей. В этот момент они становяться соучастниками инсталляции. Когда
же они поднимаются на второй этаж и смотрят сверху, то они вновь
становятся созерцателями.
Фильм состоит из трех частей: ЗАЧАТЬЕ, РОЖДЕНИЕ, ЖИЗНЬ, по 3 минуты каждая часть.
Синопсис: Пришло время создавать новые Мифы, новую «жизненную
Реальность»! Суть такого Мифа, заключается в том, что рано или поздно
родится новая и поистине подлинная Реальность, и эта Реальность будет
обращенной сама к себе с целью становиться всегда чем-то НОВЫМ…
Технические требования: проектор, колонки, DVDпроигрыватель.
Контекстуализм: Проспект Литейный, как он есть
Авторы проекта :Арт-группа «33+1»
Арт-группа «33+1» - это сообщество тридцати трех художников из
разных городов России, объединенных рядом принципов, которые они
изложили в своем манифесте: принцип «харизмы художника», принцип
«эксперимента», принцип «заявленной индивидуальности», принцип
«абсолютной сделанности».
Проект будет реализован практически одновременно на Первом
Петербуржском биеннале и Фестивале Современного искусства «АРТ –
статус».
Виртуальный перенос контекстов с Литейного проспекта на одну из
улиц города Кемерово, мифологизирует пространство и
наполнит его новыми событиями и воспоминаниями.
Сфокусировав свое внимание на Литейном проспекте, самой значимой
частью Санкт-Петербурга для большинства из них, художники единодушно
отказались работать с этим пространством, как со средой для размещения
искусства. «Литейный проспект, как он есть – уже есть Искусство» -
такой принцип они избрали. Искусство, которому не хватает только
названия.
Что может быть проще?
Ничего не изымая и не добавляя, кроме таблички с оригинальным
названием избранного мотива на Литейном проспекте и своего имени,
объявить это место ИСКУССТВОМ.
Что может быть сложнее?
Взять на себя право «назвать» самую дорогую тебе часть города,
подписаться своим именем, и быть ответственным за то, какую реакцию
вызовет это название у множества твоих зрителей, прохожих на
проспекте.
- - -
Проект будет размещен на проспекте Ленина (участок от ЖД вокзала до цирка)
Презентация планируется в виде выставки фото документации проекта.
33 фотографии, на каждой – конкретный автор «называет» определенный
мотив .
Сами таблички с названиями планируется изготовить из керамики и закрепить на небольших постаментах из бетона
ПРОЕКТ Ильи Гапонова «Перенос столиц в г. Кемерово»
1. Перенесение произведений искусств из столичных музеев в Кемеровскую областную картинную галерею.
Нехватка в провинциальных музеях, произведений высшего уровня, зачастую является критерием их посещаемости.
В данном проекте создается иллюзия переполненности коллекций и
отсутствие выставочных площадей, что автоматически становится стимулом
для обращения более серьезного внимания властей к культуре и проблемам
выставочных залов.
У входа в музей располагаются не влезающие, огромные коробки
и рулоны с произведениями, на них надписи – название (Последний день
Помпеи), автор (Брюллов) и адресами отправителя(Русский музей, СПб) и
получателя(музей ИЗО Кемерово) и др..
(проект осуществляется силами студентов Кемеровского художественного училища)
Реализация:
Пространство возле Областного музея Изобразительных Искусств, с 10 по 17 сентября.
2. Проект строительства (на острове р. Томь) Петропавловской крепости
У каждого города есть историческое «сердце» в Москве это Кремль, в
Петербурге – это Петропавловская крепость и т.д. В городе Кемерово
исторический центр не определен и не является местом притяжения.
В проекте мы не хотим мешать исторические пласты, а только ставим
вопрос об актуальности памяти для горожан.
Проект включает в себя - план проекта (плакат будет размещен
на набережной реки Томи), сроки начала и окончания работ, а так же на
набережной устраивается фото выставка, посвященная Петропавловской
крепости.
Реализация:
Набережная реки Томи, с 12-17 сентября.
3. Кемеровчанам предоставляется план строительство Кемеровского метрополитена.
Главной характеристикой развитого мегаполиса, является его
транспортная инфраструктура. Метрополитен – удовольствие дорогое и
признак стабильного роста и развития города. Город, который заявляет о
статусе одного из культурных центров, требует так же решения
транспортных проблем.
Метафоричность проекта отсылает так же к нереализованным
потенциалам города и области, так как на шахтостроительных факультетах
ВУЗов Кузбасса – обязательным к изучению является метростроение.
a. На предполагаемых местах строительства устанавливаются плакаты
– «Ведется строительство станции метрополитена «Юбилейная» -
Кузбасс-метрострой». План метрополитена распространяется на
рекламных календарях, по городу расклеиваются схемы нового метро.
b. Звуковая инсталляция в подземном переходе(возле кинотеатра Юбилейный), имитация поездки в вагоне метро с объявлением новых станций Кемеровского метрополитена.
Реализация:
Устройство звуковой инсталляции и размещение печатного материала в
подземном переходе (кинотеатр
Юбилейный) 13-17 сентября
5. Концерт в электропоезде Кемерово – Юрга.
«Московская электричка»- музыканты выстраиваются в очереди и выступают
в проходах электропоездов. (проект реализовывает творческая студия
«Лестница»)
Реализация: Концерт будет устроен в одном из электропоездов направления Кемерово-Юрга. 14 сентября
6. Перенесение из СПб института им. Репина в Кемеровское художественное училище и установка сфинксов (живопись на картоне).
Проект стимулирует потребность в высшем образовании, а так же
практически повышает статус учебного заведения, так как мы теперь можем
явно прослеживать взаимосвязи начального и высшего образования. Проект
преображает архитектурный пейзаж Рудничного района – внося архаичность
и новые стилистические мотивы.
Реализация:
«Скульптуры» устанавливаются у входа в Кемеровское Областное
Художественное училище, пр. Шахтеров, 29.
13 сентября.
7. Просветительские акции: В связи с переездом столичных художников в город Кемерово. Художники решают повторить свои знаменитые акции и инсталляции.
Д. Гутов – инсталляция «Человек амфибия» в реке Искитимке.
Группа «Коллективное действие» - «Веревка» один конец веревки
расположен возле Драматического театра, второй в бору – группа
активистов под присмотром телекамер тянет веревку (находясь в бору),
вторая камера следит за передвижением веревки по улице Весенней. Акция
подразумевает – перетягивание и условность пространства, соединение
двух берегов.
Реализация:
Проекты будут реализованы в форме видео репортажа с места событий
и носят просветительский характер.
12 сентября
8. Приобретая столичный статус -
городу катастрофически не хватает городской скульптуры. Решая заполнить
данный пробел, группа художников создает ряд произведений и
устанавливает памятники на площадях и скверах города.
- Установка памятника Казимиру Малевичу в районе Шалготарьян
(помня о любви художника к абстракции и особенно к кубическим формам,
можем предположить, что выбранное место могло бы отвечать эстетическим
потребностям Малевича).
- Установка памятника модельеру Пьеру Кардену в районе Швейной
фабрики (при приобретении городом столичных статусов, данная фабрика
вполне бы могла привлечь на работу подобных знаменитостей)
-Установка памятника художнику Ван Гогу, в районе Кемеровской
областной больницы. Можно долго обсуждать адекватность места
расположения памятника, конечно, его можно поставить возле Музея ИЗО,
отдавая должное таланту, можно поставить и рядом с психиатрической
больницей, но не надо забывать, что Ван Гогу могла пригодиться
хирургическая помощь. (Памятник изображает отрезанное ухо художника)
-Установка памятника Рональду Макдональду в Кировском районе.
Установка монумента повлечет за собой логичное открытие
Макдоналдса, а значит, увеличит привлекательность и культурный статус
района.
Реализация: Планируется установка порядка 10 скульптурных
композиций на различных площадках города. Скульптуры выполнены в
материале гипс в масштабе 1х10, а их открытие несет презентационный
характер и является перфоменсом.
15-16 сентября
- Новый “Hollywood”
Данный проект поднимает темы актуальности кинематографа в
провинции и ставит задачи развития некоммерческого кино. Привлекает
молодежь к реализации собственных амбициозных идей и отражению
современной им действительности.
Проект предполагает размещение в ландшафте города Кемерово
«буквы» «L» то ли из надписи HOLLYWOOD, то ли KEMFILM. которая
заявит о новом центре мирового кинематографа. Акция вписывается в
контекст истории искусств, становится логическим ее продолжением, а так
же является явно социально направленным продуктом.
Реализация:
Буква будет установлена на горе возле Кузнецкого моста, размер 2х3 метра.
Торжественное открытие 12 сентября.