<<< вернуться в раздел Мистификация и виртуалистика

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

- - - -

Имя

Имя, название, прозвание, прозвище, отчество, фамилия, псевдоним; кличка, наименование, термин, титул, фирма; звание, эпитет (Словарь сходных по смыслу выражений) - названия (предметов), терминология, номенклатура.

- - - -

Автор

АВТОР (Cловарь терминов московской концептуальной школы) — именно Автор с большой буквы в риторике Программы работ означал псевдоним физического автора Льва Рубинштейна (ср. коллективный псевдоним В.Комара и А-Меламида - «Известные художники 70-х годов XX века») и отчасти пародировал идею романтического автора-демиурга. Был важным принципиальный разрыв между наличием Автора и предельно неавторским стилем текстов самой Программы.

- - - -

Мистификация

Мистифировать (Словать Даля) - кого, дурачить, тешиться обманом, вводить в длительное заблуждение, для одной забавы.

Мистификация (Словарь Даля) - шуточный обман или содержание человека в забавной и длительной ошибке.

- - - -

Литературная маска

Литературная маска (Википедия) - особый тип литературного псевдонима, превращающий использование псевдонима в литературный прием. Создание литературной маски предполагает, что тексты приписываются вымышленному автору, наделенному собственной более или менее развернутой биографией, собственными личными качествами и литературными ориентирами.

Литературная маска чаще используется в литературе сатирической и юмористической , и в этом случае одна из целей ее создания — отделение приписанных вымышленному автору текстов от другого творчества подлинного автора, которое зачастую имеет довольно мало общего с отданными маске сочинениями. Именно так обстоит дело с самой известной русской литературной маской — Козьмой Прутковым , работа над которым не мешала его основным создателям, Алексею Толстому и Алексею Жемчужникову , писать по отдельности стихи совсем другого рода. В то же время творческая задача, требующая от писателя использования литературной маски, не всегда связана с юмором: так, для Валерия Брюсова книга лирики от женского лица, опубликованная от имени поэтессы, пишущей под псевдонимим Нелли , была не пародией на женскую лирику, а экспериментом по моделированию иного типа лирического субъекта .

Реже встречается такое использование литературной маски, при котором автор не выступает в литературе также и от собственного лица, а полностью отдает свои сочинения вымышленному автору. К этому варианту тяготел случай Черубины де Габриак, но вынужденное раскрытие тайны авторства стихов, опубликованных под этим именем, заставили их автора отказаться от дальнейшего использования данной маски, а вместе с этим, по сути, и от дальнейших публикаций своих стихов.

Между литературной маской и псевдонимом в узком смысле слова возможны различные переходные и спорные случаи. Об этом, в частности, можно говорить применительно к португальскому поэту Фернандо Пессоа , распределившего свои прижизненные книги между несколькими авторами, каждому из которых были переданы некоторые свойства индивидуальной поэтики Пессоа.

- - - -

Мистификации литературные

Мистификации литературные (А. Л. Гришунин) - литературные произведения, авторство которых нарочито приписано их сочинителями другому лицу (реальному, иногда вымышленному) или народному творчеству; мистификация предполагает создание стилистической манеры и творческого образа мнимого автора. М. л. чаще имели место в переломные для литературы и общественной мысли эпохи. В 1817—23 для поддержки идеи национального возрождения чехов под видом народного эпоса были обнародованы «Краледворская рукопись» и «Либушин суд», списки которых якобы обнаружил филолог В. Ганка. Стремление вывести литературу из тесного русла традиционных мотивов и форм вызвало мистификацию Дж. Макферсона, который издал в 1760—63 романтические произведения, приписанные им шотландскую барду Оссиану, по преданию жившему в 3 в. Предромантические по духу «поэмы Оссиана» до разоблачения мистификации успели оказать влияние на многие европейские литературы. П. Мериме в 1825 издал романтические пьесы под именем выдуманной испанские актрисы Клары Гасуль, а в 1827 — сборник «Гузла», приписанный вымышленному сербскому сказителю И. Маглановичу. 11 песен этого сборника в 1835 переложил А. С. Пушкин («Песни западных славян»).

В России ряд М. л. появился в 19 в. Крупные писатели и учёные (А. С. Пушкин, И. И. Срезневский, Ф. И. Буслаев) становились их жертвами, принимая поддельные «древние» рукописи, псевдомемуары, «неизвестные» варианты произведений за подлинные. Своеобразной М. л. была литературная маска Козьмы Пруткова.

Один из видов М. л. — выдача оригинального сочинения за перевод — часто служил средством политической конспирации и притупления бдительности цензуры (псевдопереводы Н. А. Некрасова «Из Ларры», «Из Барбье»).

Раскрытие М. л. производится средствами текстологической критики текста. Социальный генезис и тенденциозность в М. л. выражены, как правило, откровеннее, чем в обычных произведениях; часто выдают анахронизмы, языковые несоответствия и т. п. Мн. М. л. представляют не только исторический интерес, но и эстетическую ценность.

- - - -

Лирический герой

Лирический герой - это образ героя в лирическом произведении, переживания, мысли, чувства которого отражены в нём. Лирический герой отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответствующее выражение в форме, в стиле его произведений.
Лирический герой в поэзии Маяковского необычайно разносторонне раскрывает внутренний мир передового человека социалистического общества, его общественно-политические, нравственные, эстетические взгляды.

- - - -

Гетероним

Гетероним (Википедия) - имя, используемое автором для части своих произведений, выделенных по какому-либо признаку, в отличие от других произведений, подписываемых собственным именем или другим гетеронимом. Так, Зинаида Гиппиус выступала со стихами под собственным именем, тогда как критические статьи публиковала под «говорящим» гетеронимом Антон Крайний. Виртуозно пользовался гетеронимами португальский поэт Фернандо Пессоа, использовавший несколько десятков подписей для своих произведений разного рода; многие из использованных им имён были снабжены собственными биографиями и, тем самым, становились литературными масками. Гетеронимия часто встречается в массовой литературе, когда произведения одного и того же автора, принадлежащие к разным жанрам или циклам, подписываются разными именами для удобства читателя.

- - - -

Субперсона, субличность

Субперсоны, субличности - (понятие субличности было введено в научный обиход в рамках психосинтеза — психотерапевтической системы, разработанной итальянским психиатром и психологом Р. Ассаджиоли) - в соответствии с его представлениями субличность представляет собой динамическую подструктуру личности, которая обладает относительно независимым существованием. Самые типичные субличности человека — те, что связаны с социальными (семейными или профессиональными) ролями, которые он принимает на себя в жизни, например, с ролями дочери, матери, сына, отца, бабушки, любимой, врача, учителя и т. д. Психосинтез, как психотерапевтическая процедура, предполагает осознание клиентом своих субличностей с последующим разотождествлением с ними и обретением способности контролировать их. Вслед за этим клиент постепенно обретает осознание объединяющего внутреннего центра и интегрирует субличности в новую психологическую структуру, открытую для самореализации, творчества и радости жизни.

В случаях ложного самоотождествления ответ на вопрос “кто я?” оказывается перечнем социальных по своей сути ролей, позиций, функций: “муж”, “отец”, “военный”, “полковник”, “кормилец”, “спортсмен”, “филателист” и т. д. Генерализация “персоны”, поглощение одной “субперсоной” других, приводит, как правило, к возникновению “суперперсоны” (по параметру “авторитетности” — “отец народов”, “фюрер”, “великий кормчий”; по параметру “референтности” — “эксперт”, “ведущий специалист”, “академик”; по параметру “привлекательности” — “красавица”, “звезда”, “супер-модель”), В генерализированной “персоне” преодолевается (но и то лишь частично) множественность самоотождествлений человека, однако ложность этих самоотождествлений здесь еще более усиливается.

- - - -

Художник-персонаж

Художник-персонаж (Илья Кабаков) - под этим понятием мы будем иметь в виду результат процесса, в котором автор (он же креатор, «создатель») создает не художественные объекты – картины, скульптуры и т. д., а создает главное и важнейшее свое произведение – «художника-персонажа», который уже, в свою очередь, создает, «творит» соответствующие художественные изделия: картины, скульптуры и т. д. Удачное создание такого персонажа – это следствие или счастливой случайной находки, или долгого, напряженного, мучительного процесса – в любом случае это более «энергоемкое» дело, чем в дальнейшем продуцирование «искусства» от его имени.

- - - -

Виртуальные личности

Виртуальные личности (Иванов Е.М. "Онтология субъективного") - мы обозначили совокупность индивидуальных смыслов (совокупное “знание”, заключенное в сфере субъективного) как “Я-идею”. Теперь мы приходим к выводу, что личность - это и есть “Я-идея”. Однако, трактовка “Я-идеи” как реальной “эмпирической личности” сталкивается с существенной трудностью. С одной стороны, “Я” есть нечто по своей природе неизменное, тождественное себе (если “Я” есть “субъект” тождественный совокупности своих “предикатов” - а именно это и утверждает “имманентная” теория “Я”, то всякое изменение хотя бы одного предиката неизбежно превратит “Я” в “не-Я”), а с другой стороны, реальная “эмпирическая” личность - это нечто непрерывно меняющееся, развивающееся.

Решение этого противоречия, по-видимому, заключается в понимании “Я-идеи” как некой “абстрактной” идеи, объемлющей своим смыслом не только реальную личность, но и все возможные (виртуальные) личности, т.е. все те личности, которые могли бы возникнуть на основе данного “Я” в других обстоятельствах. Действительно, если бы я сегодня вместо того, чтобы писать эту работу, пошел в гости, в театр и т.п. - это привело бы к некоторому изменению моей личности - в состав моего “Я” вошли бы какие-то другие переживания. Но тождество моего “Я” от этого, по-видимому, не будет утрачено. (Если, конечно, не предположить, что все события моей жизни заранее жестко предопределены). Следовательно, тождество моего “Я” совместимо с различными (но, вероятно, не любыми) вариациями личности. Если мы, учитывая это, хотим сохранить понимание “Я” как некоего вполне определенного содержания (информации, знания), то все эти допустимые вариации личности должны уже заранее содержаться в “Я-идее” в какой-то неявной, имплицитной форме. ( Если я есть все то, что я переживаю, то, очевидно, я есть также и все то, что я могу пережить в будущем или мог бы пережить в прошлом – при иных обстоятельствах моей жизни).

Таким образом, мы приходим к выводу, что “Я” тождественно не конкретной, ограниченной какими-то рамками “эмпирической” личности, а бесконечной стационарной структуре – “пучку” “виртуальных” личностей, воплощающих в совокупности конкретную, уникальную “Я-идею” - идею данной, конкретной и бесконечно многообразной в своих возможных воплощениях, духовной индивидуальности. Это реальное, неизменное, тождественное себе наше “Я” можно назвать “метафизической личностью”, в отличие от “эмпирической личности” – определяемой конкретной биографией субъекта. (Наличию в составе “Я-идеи” “виртуальных” составляющих соответствует присутствие в составе смыслового поля не только “действительной” (построенной на основе личного опыта) “картины мира”, но также и бесконечного множества “возможных” “картин мира”, которые также участвуют в актах смыслообразования. Всякое осмысление предполагает соотнесение осмысляемого объекта не только с действительными, но и с возможными предметами и ситуациями, предполагает видение этого предмета в системе многих альтернатив, – что позволяет человеку в той или иной мере “оторваться” от наличной ситуации, дистанцироваться от реального мира. Этот относительный “отрыв от реальности” – и есть, по существу, основание специфически человеческого способа видения мира, есть основа его сознания и самосознания).

Заметим, что вытекающая из концепции “виртуальных личностей” содержательная бесконечность “Я-идеи” является, вместе с тем, необходимым условием уникальности нашего “Я”, невозможности его “удвоения” или “размножения”. Если информация, тождественная “Я”, конечна, то “Я”, очевидно, может быть в принципе размножено, что противоречит сущностной единичности “Я”.

Если наше подлинное “Я” – есть “метафизическая личность”, содержащая в себе все возможные “виртуальные” личности, то наше “эмпирическое Я” – есть лишь одна из этих “виртуальных личностей” – именно та, которая актуализируется в течение жизни. В результате задается временная “траектория” данной конкретной личности – это и есть то, что мы обычно называем словом “судьба”.

- - - -

Архитипы

Юнг утверждает, что под елоем личного бессознательного, содержащего вытесненные влечения, находится сфера коллективного бессознательного, обладающего сверх-личной всеобщей природой. Это значит, что оно не имеет гpaниц и присуще всем людям. Содержанием коллективного бессознательного являются архетипы. Архетипы находятся вне пространства и времени, принадлежат к некой иной реальности и выступают организаторами психики. Это лишь «возможности представления», в некотором смысле априорные идеи, закодированные в структуре головного мозга. Они проявляются только в форме их восприятия, через внутренний опыт. Архетипы - регулятивные принципы для формирования некоего творческого материала, «дремлющие мыслеформы». Они всегда реализуются через образы конкретной культуры, во внутреннем опыте конкретных людей, поэтому невозможно создать их механический список. Юнг сравнивает коллективное бессознательное с симпатической нервной системой, которая, не имея специальных органов, сохраняет жизненное равновесие. Это начало, не содержащее обособленных Я. Бессознательное есть то, что Библия называет «сердце» и что содержит в себе не только хорошее, но и дурное. Архетипы могут быть рассмотрены как «автопортреты инстинктов», это прототипы конкретных образов. Так, восприятие настоящих отца и матери укоренено в архетипических пра-формах «Великой Матери» и «Великого Отца». Архетипы приходят к человеку через сны, образы, мифы, художественные произведения, они выражают себя через психические реакции и отклонения в поведении. Юнг описывает выявленные им основные архетипы.

Анима и Анимус - архетипы женственности и мужественности соответственно. Женщина обладает не только собственным женским началом, но и Анимусом, а мужчина - Анимой. Анима - природный женский архетип, что-то вроде эльфического духа, это выражение жизни, в которой есть и благо, и зло жизни, которая дана и богине, и ведьме. Анима получает персонификацию в принципе Эроса и символически представлена галереей женских фигур от святой до проститутки. Доминирование в мужчине Анимы, представляющей собой эмоциональное начало, выражается в его женоподобном поведении, неспособности, принимать самостоятельные решения. Однако хорошо, гармонично развитая Анима в мужчине позволяет ему успешно соотноситься с глубинными слоями собственной психики.
Анимус - это мужской архетип во внутреннем мире женщины. Он персонифицируется в Логосе, эта способность к рациональному мышлению, рефлексии. Идентификация с Анимусом вызывает в женщине мужеподобное поведение, делает ее активной, агрессивной и самоуверенной, заставляет стремиться к власти. В то же время хорошо развитый Анимус позволяет женщине действовать разумно и целенаправленно.

Юнг выделяет и такие архетипы, как Персона и Тень. Персона - совокупность наших социальных ролей, те маски, которые мы носим, не будучи тождественны им. Тень - это «низший человек в нас»: наши страхи, инфантильные желания, сексуальные комплексы, агрессивные влечения. Обычно Тень проецируется на других, потому что человек не хочет признавать за собой неодобряемых им самим и культурой качеств. Встречу с собственной Тенью трудно выдержать, однако опыт показывает, что устранить ее невозможно. Просто подавить ее не удается. Чтобы устранить невроз, страдание, связанное с Тенью, ее надо научиться принимать и сосуществовать с ней. Обнаружение и признание собственной Тени позволяет прекратить ее проецирование на других - приписывание им собственных негативных качеств.

Важнейшим архетипом, по Юнгу, является Самость. Это психологический образ Бога, центр тотальной, беспредельной личности, это целостность человека как индивидуальности. К Самости ведет процесс индивидуации, т.е. интеграции коллективного бессознательного в отдельной личности. В ходе индивидуации человек излечивается от невроза, разрешает свои внутренние противоречия и проблемы. Юнговская терапия основывалась на объективации образов бессознательного и вступлении в Диалог с ними. Пробуждение религиозного и мифологического сознания должно привести к восстановлению утраченных моментов личности, помочь в достижении целостности внутреннего мира. Однако путь этот долог, он практически, бесконечен, поэтому символом индивидуации является квадрат, заключенный в круг.
Архетипы, согласно Юнгу, по природе своей таинственны, они не охватываются разумом, поэтому способ их существования - сакральные символы, хранителями которых выступают религия и эзотерические учения. Юнг говорит об архетипах, как о нуминозных (священных), однако за вычетом моральных и рациональных аспектов. Архетипы обладают колоссальной энергией, это энергия безличного, которая может стать огромной разрушительной силой. Природность архетипов, заряженность их эмоциями делает их опасными, и люди всегда относятся к архетипам с трепетом, выражая их в величественных и грозных образах. Именно присутствие в архетипах гигантской природной силы заставляло человечество на протяжении всей его истории укреплять сознание. Догматические символы религий сложились так, что они и приоткрывают архетип, я скрывают его, защищая человека от вулканических сил бессознательного. Символы проецируют архетипы вовне, как бы ослабляя их мощь. Юнг отвергает мистику, бросающую человека в хаотическую бездну бессознательного, и высоко ценит религиозную символику, которая не придумывается рациональным умом, а спонтанно возникает, вырастает в лоне культуры.

«Культурология» \ под редакцией проф. Г.В. Драча \ М, Альфа-М, 2003, 71-72 стр.

АМПЛИФИКАЦИЯ (прояснение)
Уточнение и прояснение отдельных образов в сновидении с помощью прямой ассоциации и в соответствии с данными гуманитарных дисциплин (символогией, мифологией, мистицизмом, фольклором, историей религии, этнологией и т. д.).

АРХЕТИП
„Понятие архетипа... вытекает из многочисленных наблюдений над мифами и сказками мировой литературы, которые, как оказалось, содержат определенные устойчивые мотивы, которые неожиданно обнаруживаются повсюду. Мы встречаем эти же мотивы в фантазиях, снах, бредах, галлюцинациях индивидов, живущих сегодня. Эти типичные образы и ассоциации являются тем, что я называю архетипическими идеями. Чем более живыми они являются, тем более они будут окрашены индивидуально сильными чувственными тонами... Они впечатляют, воздействуют и очаровывают нас. Они имеют свое происхождение в архетипе, который сам по себе является непредставимым бессознательным, пресуществующей формой, являющаяся частью наследованной структуры психического бытия и может поэтому проявлять себя спонтанно везде и любое время. Из-за своей бессознательной природы архетип лежит в основании чувственно-настроенных комплексов и разделяет их автономию. (Юнг К. Г. Цивилизация в пути // CW. Vol. 10).
„Снова и снова я наталкиваюсь на ошибочное представление, что архетип определяется в соответствии со своим содержанием, другими словами, что это вид бессознательной идеи (если такое выражение допустимо). Необходимо указать еще раз, что архетипы не определя ются в соответствии с их формой, да и то в очень ограниченной степени. Изначальный образ определяется по отношению к своему содержанию только тогда, когда он становится осознанным и является, следовательно, заполненным материалом осознанного опыта. Его форма, однако... может быть сравнена с осевой системой кристалла, который, обычно, формирует заранее кристаллическую структуру, находясь еще в "материнской" жидкости, хотя собственного материала в нем еще не существует. Эта кристаллическая структура возникает согласно специфическому способу, которым ионы и молекулы взаимодействуют. Сам по себе архетип пуст и чисто формален, - ничего кроме способности сформировать, возможности представления, которая дана a priori. Сами представления не являются унаследованными, но лишь формы, и в этом отношении они соответствуют в каждом случае инстинктам, которые также определяются только формой. Существование инстинктов не может быть более доказательным, чем существование архетипов, поскольку они не проявляют себя конкретно". (Юнг К. Г. Архетип и коллективное бессознательное // CW Vol. 9. Р. 79).
„...Мне кажется невозможным, что действительная природа архетипа неспособна стать осознаваемой, что она трансцендентна, вот почему я называю ее психоидом". (Юнг К. Г. Структура и динамика психического бытия // CW. Vol. 8. Р. 213).

ГИЕРОГАМИЯ
Священный или духовный брак, объединение архитипических фигур
в возрожденных мистериях древности, а также в алхимии. Типичными примерами являются представления Христа и Церкви как жениха и невесты и алхимическое соединение солнца и луны.

ИНДИВИДУАЦИЯ
Я использую термин „индивидуация" для обозначения процесса посредством которого человек становится психически „индивидуальным", неразделимым единством или „целым". (Юнг К. Г. Архетипы и коллективное бессознательное // CW. Vol. 9. i. P. 275).
„Индивидуация означает становление единого, гомогенного бытия и насколько индивидуальность охватывает нашу сокровенную, окончательную и неразделимую неповторимость, настолько они также включает становление самости. Поэтому мы можем перевести индиви-дуацию как „путь к себе" или „само-реализацию". (Юнг К. Г. „Два эссе по аналитической психологии // CW. Vol. 7. Р. 171).
„Снова и снова я замечаю, что процесс индивидуации неправильно отождествляется со становлением ЭГО в сознании, и, что в результате ЭГО идентифицируется с самостью, а это, естественно, создает плачевную концептуальную неразбериху. В этом случае индивидуация есть не более, чем эгоцентрация и автоэротизм. Но самость включает неопределенно больше, чем просто ЭГО... Самостей
столько же сколько и ЭГО. Индивидуация не исключает себя из мира, но собирает в себя мир". (Юнг К. Г. „Структура и динамика психического бытия // rw. Vol. 8. P. 226).

КВАТЕРНОСТЬ
„Кватерность является архетипом почти всеобщего распространения. Она образует логическую основу для любого целостного суждения. Желая воспроизвести суждение подобного рода, неизбежно попадаешь в выражение четырехкратное™. К примеру, если вы хотите описать горизонт как целое, вы называете четыре части света. Везде вы натыкаетесь на четыре элемента, четыре первичных качества, четыре цвета, четыре касты, четыре способа духовного совершенства и т. д. По-видимому существуют также и четыре аспекта психологической ориентации... Для определения самих себя нам необходимо действие, которое устанавливает, что имеется нечто (ощущение); затем другое действие, которое устанавливает что есть нечто (мышление); третье действие или функция утверждает: подходит нам это нечто или нет, желаем мы принять это нечто или нет (эмоции и чувства); наконец четвертая функция определяет источник нечто и его направление (интуиция). Когда эти действия осуществлены, сказать больше нечего... Идеал завершенности есть круг или сфера, но ее минимальное естественное членение кватерность". (Юнг К. Г. Психология и религия: Запад и Восток // CW. Vol. 11. Р. 167).
Кватерность или кватерион часто имеет структуру 3+1, в которой один из элементов, составляющих ее, занимает отличительное положение и составляет сущность не схожую с остальными. (К примеру, три из символов евангелистов являются животными, а символ четвертого, св. Луки, является ангелом). Этот „четвертый", дополняя других делает их „одним", символизируя всю сумму целиком. В аналитической психологии, зачастую, „нижняя" функция (т. е. функция, находящаяся в сознательном расположении субъекта) представляет „четвертую", и их объединение в одно целое в сознании является одной из главных задач индивидуации.

ИНФЛЯЦИЯ (вздутие)
Выход личности за пределы своих собственных границ за счет идентификации с персоной или, в патологических случаях, - с исторической или религиозной фигурой. Инфляция создает преувеличенное чувство собственной важности (мания величия) и обычно компенсируется чувством неполноценности.

ПАТТЕРН
Организация частей, образующих новую форму.
Модель или образец (чего-либо).
Организованная группа ощущений.

- - - -

Шизопроизводство

(Виктор Тупицын, Коммунальный (пост)модернизм) Психологический подтекст инсталляции Кабакова под названием "Десять персонажей" (галерея Рональда Фельдмана, Нью-Йорк, 1988) в том, что в процессе деконструкции коммунальных нарративов авторское Я прячет себя за легионами "подставных лиц" (персонажей). Затемненность позиции автора связана с его желанием оградить себя от любой возможнос­ти оказаться "засвеченным", что вполне объяснимо, учитывая перманентное давление (государства) на альтернативных художников в доперестроечный период. Кроме того, боязнь самоидентификации сопровождалась — как в случае летчика Пауэрса — повышением высоты полета, т.е. имела позитивный ("uplifting") эффект, поскольку способствовала становлению того, что я называю "московским коммунальным концептуализмом". Речь идет о мультимедийной практике, с которой связано представление об искусстве как о шизопроизводстве, осуществляемом в рамках эфемерного (конспиративного) авторства. Термин шизопроизводитель, отсылающий к беньяминовскому пониманию художника как производителя, предполагает, что шизоидная фрагментация авторского Я может рассматриваться как необходимое предварительное условие производства множества персонажей. В результате возникает полисубъективное "тело-без-авторства", что вполне согласуется с идеями Делеза и Гваттари касательно детерриториализации. Таким образом, в "Десяти персонажах" и ряде других инсталляций или альбомов Кабаков "подлежит опознанию" как шизохамелеон. Этот последний, т.е. многоликая, текучая и неуловимая самость, есть, в сущности, его предельное произведение. Определяя "uplifting effect" как побочный продукт боязни самоидентификации, можно вспомнить состоявшуюся в 1994 году беседу Франческо Бонами с Кабаковым, в ходе которой по­следний утверждал, что "креативность рождается из страха и мук".

- - - -

Синдром Тутси

«Синдром Тутси» (Майра Шор) - весьма распространенная среди деятелей искусства мужского пола болезнь, которая заставляет мужчин «изменять собственный голос, приближая его к женскому, лишь с целью сохранения контроля над голосом самой женственности» .

- - - -

Виртуал

Виртуал (СЛОВАРЬ ВИРТУАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ) – 1) обобщенное название для виртуальных событий, виртуальной реальности, совокупности виртуальных реальностей, фрагмента виртуальной реальности в противопоставлении соби; 2) видовое название для гратуала и ингратуала в противопоставлении консуеталу. Виртуал, в отличие от других психических производных, типа воображения, характеризуется тем, что человек воспринимает и переживает его не как порождение своего собственного ума, а как реальность. Виртуал обладает следующими свойствами: непривыкаемость, спонтанность, фрагментарность, объективированность, измененность статуса телесности, сознания, личности и воли.

- - - -

Imagoes

В психоанализе существует понятие imago или — во множе­ственном числе — imagoes. Imagoes — бессознательные репре­зентации, придающие форму телесным и эмоциональным реакциям на внешний мир.

- - - -

Консубъект

Консубъект - явление, которое мы поименовали как консубъект, является предметом различных учений уже не одну тысячу лет под разными названиями целое, эгрегор, коллективное подсознание и так далее. Целое в действительности является таким же мистическим понятием как эгрегор. Даже более мистическим, потому что его создают вещи (физические предметы), у которых в рамках материалистической парадигмы по определению нет и не может быть собственного детерминатора. Особую мистичность придает то, что в рамках парадигмы невозможно сформулировать кто или что создает целое. Независимо от названий этих сущностей у них есть одно признаваемое всеми общее свойство - они не тождественны и даже не идентичны сумме частей или проявлений. Это иные сущности по самой своей сути.

Индивиды порождают самых разнообразных консубъектов и в большом количестве. Причем, порождая в неявном виде консубъектов, мы не всегда осознаем этот факт, но всегда сталкиваемся с проявлениями их активности в нашем бытии. Если мы не хотим, чтобы консубъекты действовали "по-партизански", то следует свои отношения с ними легализовать и сделать более явными. По крайней мере, следует осмыслить факт бытия наиболее значимых для нас консубъектов, которые становятся участниками проблем и могут оказывать на них сильное влияние.

- - - -

Индивид

Индивид - единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens; отдельный представитель человеческой общности. В понятии выражаются по крайне мере два признака: 1) неделимость, или целостность: 2) наличие у него особенных индивидуальных свойств, отличающих его от представителей того же вида.

- - - -

ХАРАКТЕРОЛОГИЯ

ХАРАКТЕРОЛОГИЯ (Словарь культуры ХХ века) - учение о характерах людей, основанное на исследовании соматических данных (строения тела). Основоположник клинически ориентированной характерологии - Эрнст Кречмер (основатели психоаналитической характерологии - Карл Абрахам и Вильгельм Райх).
Кречмер различал три типа характера в зависимости от строения тела: пикнический тип (приземистый, с толстой шеей) - по характеру циклоид, или сангвиник; астенический тип (худой, маленький, лептосомный (узкий) - по характеру шизотим, или шизоид; атлетический тип - Кречмер считал его смешанным (позднее П.Б. Ганнушкин определил его как эпилептоида). Проведенные Кречмером эксперименты давали явную картину зависимости типа характера от строения тела. В дальнейшем его типология была дополнена и скорректирована П.Б. Ганнушкиным и М.Е. Бурно. В настоящее время типология основных характеров выглядит примерно так:
1. Циклоид-сангвиник - добродушный, реалистический экстраверт, синтонный (то есть находящийся в гармонии с окружающей его реальностью). Синтоник веселится, когда весело, и грустит, когда грустно. Когда-то этот образ играл большую роль в культуре по-видимому, начиная с эпохи Возрождения. В художественной литературе сангвиники нарисованы особенно выпукло: это Гаргантюа, Ламме Гудзак, Санчо Панса, Фальстаф, мистер Пиквик - все добродушные толстяки. В ХХ веке от засилья добродушных героев остались только Кола Брюньон и Швейк. В целом такая в принципе здоровая жизнерадостная личность не характерна для ХХ века.
2. Психастеник - реалистический, тревожно-сомневающийся интроверт. Этот тип характерен для культуры конца ХIХ века, его олицетворяет Чехов в своих основных характерологических установках - психастенику свойственна повышенная порядочность, боль за других и тревожно-ипохондрическое переживание прошлого в своей душе. Чехов запечатлел психастеника в драматическом виде в образе профессора Николая Степановича ("Скучная история"), а в комическом виде - в образе Червякова ("Смерть чиновника"). Психастеник тревожно-мучительно, по многу раз прокручивает уже сделанные поступки, "пилит опилки", по выражению Дейла Карнеги. Тревожная психастеническая рефлексия показательна для начала ХХ века, она воплощена в таком художественном направлении, как постимпрессионизм (импрессионизм считается в целом сангвиническим, синтонным направлением), в частности в творчестве Клода Моне. Самым знаменитым героем-психастеником в европейской культуре был, конечно, Гамлет.
3. Истерик. Для этого характера важен такой признак, как демонстративность. По выражению Карла Ясперса, истерик живет не для того, чтобы быть, а чтобы казаться быть. Самый знаменитый истерик в мировой литературе - это Хлестаков. Истерик - парадоксальный характер в том смысле, что это аутистический экстраверт, то есть, с одной стороны, это нереалистический характер, у него совершенно фантастическое представление о реальности, но, с другой стороны, он погружен не в свой внутренний мир, который у него достаточно беден, но в выдуманную им самим реальность.
4. Эпилептоид. Характер напряженно-авторитарный с атлетическим типом сложения. Реалист и прагматик до мозга костей, экстраверт. Из эпилептоидов рекрутируются воины и политики. Два знаменитых современных российских эпилептоида - Борис Ельцин и Александр Лебедь. Впрочем, эпилептоиды могут быть двух типов - примитивно-эксплозивные (Дикой в "Грозе" Островского) и утонченно-дефензивные (Кабаниха, Иудушка Головлев, Фома Фомич Опискин). Для эпилептоида характерна так называемая иудина маска - выражение льстивой угодливости, за которой прячетея злоба и стремление к власти. Эпилептоид - прекрасный организатор, но почти никогда не бывает литератором или философом. Есть великие художники-эпилептоиды, например Роден и Эрнст Неизвестный.
5. Шизотим, или шизоид, или аутист. Шизоид - замкнуто-углубленный аутистический интроверт. Он во всем замкнут на самого себя. Внешний мир, как его понимают и чувствуют сангвиник и психастеник, не существует для шизоида - его мир находится внутри его самого, а проявления внешнего мира суть лишь символы, еще глубже раскрывающие структуру мира внутреннего. Весь ХХ век может быть назван шизотимической эпохой. Практически все сколько бы ни было фундаментальные открытия в науке и философии, все важнейшие художественные направления носят шизотимный характер: это и аналитическая философия, и квантовая механика, и теория относительности, и психоанализ, и кино, и структурная лингвистика вместе с семиотикой и математической логикой, и многое другое; шизоидный характер присущ экспрессионизму, символизму, новому роману, постструктурализму, постмодернизму. Почти все великие художественные произведения ХХ века аутистичны: "Доктор Фаустус" Томаса Манна, "Улисс" Джойса, "В поисках утраченного времени" Пруста, "Шум и ярость" Фолкнера, "Человек без свойств" Музиля, "Игра в бисер" Гессе, "Бледный огонь" Набокова. То же самое относится к музыке ХХ века: Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Булез, Штокгаузен - все это шизотимы. Вся реальность ХХ века как бы попадает в воронку аутистического мышления, реальность насквозь символизирована, семиотизирована, концептуализирована. Важна логичность, непротиворечивость построения, а его отношение к реальности (которой, вероятней всего, как таковой вообще нет) имеет второстепенное значение. Известно, что когда Гегелю сказали, что некоторые его построения не соответствуют действительности, он холодно заметил: "Тем хуже для действительности". Вот классическая аутистическая установка.
6. Полифонический, или мозаичный, характер. Он тоже характерен для ХХ века. Мозаика возникает в том случае, когда человек переносит тяжелую психическую болезнь, например параноидальный психоз или эпилепсию. В этом случае характер человека как будто раскалывается на куски, становится многорадикальным, сочетает в себе несочетаемые черты. Эпилептическими мозаиками были во многом определившие ХХ век Лев Толстой и Достоевский. Франц Кафка, перенесший серьезную эндогенную депрессию (возможно, психоз), сочетает в своей личности и в своем творчестве черты дефензивно-психастенические и шизотимные. Его романы, особенно "Замок", не укладываются в чисто шизотимную схему экспрессионистического творчества, он подрывает экспрессионизм своей характерологической полифонией. Отсюда двойственность, идущая от сочетания обыденного стиля с фантастичностью происходящего.
Мозаичен в целом сюрреализм, для которого выражение "сочетание несочетаемого" входит в определение. Картины Рене Магритта и Сальвадора Дали, фильмы Луиса Бунюэля - это явная мозаика.

Разобранная здесь характерология является нефрейдистски и даже антипсихоаналитически ориентированной. Это не означает, что психоанализ не предложил своей характерологии. Она была разработана в трактате В. Райха "Анализ характера". Психоаналитики в соответствии со своей установкой все объяснять через травмы раннего детства делят человеческие характеры на оральный (примитивно говоря, те люди, которых мать слишком рано отняла от груди), анальный (те, которых слишком унижали в том, что касается личной гигиены) и генитальный (те, которые пережили достаточно серьезные эдиповские проблемы - смотри Эдипов комплекс). Психоаналитическая характерология носит также "телесный" характер, концепция психотерапии у Райха и его последователя Александра Лоуэна представляет собой работу с телом и называется биоэнергетической. Основное отличие психоаналитической концепции от Кречмеровской заключается в том, что первая имеет не чисто медицинский, а абстрактно-экзистенциальный характер. Второе отличие - в том, что если у психоаналитиков терапия направлена на преодоление характера, то кречмерианская характерология считает характер чем-то врожденным и неустранимым, и терапия ориентирована на адаптацию имеющегося характера, на выявление его творческих потенций.

- - - -

Псевдоним

ПСЕВДО (словарь Даля) - греч. в сложных словах, ложно, ложный, подложный, неподлинный.

Псевдоним (Словарь Даля) - м. писатель под чужим именем, подыменщик.

Псевдоним (Википедия) - (греч. «ложный» и греч. «имя») это имя, используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах). В западной культуре псевдонимами чаще всего пользуются деятели литературы и искусства. В восточных культурах (особенно китайской и японской) принятие нового имени при изменении социального статуса в некоторые эпохи было практически обязательным для любой сферы деятельности; аналогом такого рода обязательных псевдонимов в западной культуре можно считать обязательную перемену имени у священников и монахов, особенно в Православной церкви, однако называть церковные имена священнослужителей псевдонимами не принято.
- - - - - - Природа и задачи псевдонимов
Использование псевдонима обычно не подразумевает отказа его носителя от идентичности, поэтому псевдоним зачастую вытесняет настоящее имя: никому, кроме специалистов, не требуется знать, что Сандро Боттичелли на самом деле звали Алессандро Филипепи, а Мерилин Монро — Норма Бейкер. Распространёнными мотивами использования псевдонимов этого рода являются:
стремление заменить слишком длинное имя более коротким, запоминающимся (в частности, у многих испанских, португальских, латиноамериканских спортсменов и политиков: характерен, например, случай Эдсона Арантеса ду Насименту, прославившегося под коротким именем Пеле);
стремление взять «говорящее» имя, соответствующее избранному роду деятельности, личной творческой или гражданской позиции, эстетическим предпочтениям эпохи: так, средневековый медик Парацельс выбрал псевдоним, отсылающий к имени знаменитого римского врача Цельса, пролетарские поэты Михаил Эпштейн и Ефим Придворов стали Михаилом Голодным и Демьяном Бедным, а их современники подписывали свои стихи именами Дир Туманный и Рюрик Рок;
стремление скрыть происхождение, в частности, национальность носителя имени (так поляки Вильгельм Аполлинарий Костровицкий и Юзеф Теодор Конрад Корженевский стали французским поэтом Гийомом Аполлинером и английским прозаиком Джозефом Конрадом); использование псевдонимов по этому мотиву зачастую вызывает болезненную реакцию у шовинистически настроенной части общества, выливающуюся, в частности, в кампании по «раскрытию псевдонимов»;
стремление «разойтись» в именах с другим лицом, действующим в этой сфере и носящим то же или похожее имя: так, среди причин, побудивших писателя Илью Маршака стать Михаилом Ильиным, не последнюю роль играло нежелание оказаться в тени своего старшего брата Самуила Маршака, а литературовед и переводчик Элеонора Гальперина замечала в опубликованной позднее переписке, что взяла псевдоним Нора Галь для того, чтобы ее не путали с начавшей публиковаться несколько раньше литературоведом Евгенией Гальпериной.
Особым случаем являются коллективные псевдонимы, призванные обозначить единым именем общую деятельность группы лиц: Кукрыниксы, Николя Бурбаки.
В западной (прежде всего американской) издательской практике существуют также контролируемые издателями переходящие псевдонимы (house names), которые обычно используются для публикации произведений, относящихся к какому-то коммерческому циклу (например, псевдоним «Максвелл Грант» для цикла приключенческих романов о Тени).

ПСЕВДОНИМ (Современный Толковый словарь) - условное имя автора или артиста, которое заменяет его настоящие имя или фамилию (либо то и другое). Законом раскрытие псевдонима без согласия автора не допускается, кроме случаев, когда псевдоним используется в целях фальсификации авторства.

- - - -

Криптоним

Криптоним (Википедия) — подпись под произведением вместо имени автора, не предполагающая возможности отождествить ее с тем или иным конкретным лицом; иными словами — имя, рассчитанное на то, чтобы скрыть подлинного автора произведения. Криптонимом обычно пользуются при обнародовании рискованных в том или ином отношении произведений («Роман с кокаином» М. Агеева, «История О» Полины Реаж) и/или в тех случаях, когда эти произведения в том или ином отношении отличаются от той творческой деятельности, с которой уже прочно связано подлинное имя автора (криптоним Б. Акунин, взятый известным филологом-японистом и переводчиком Григорием Чхартишвили для публикации его детективных романов). В случае успеха криптонимы зачастую раскрываются и превращаются в обычные псевдонимы или гетеронимы.

Крипто...

КРИПТО ... (Соврменный Толковый словарь) - (от греч. kryptos - тайный, скрытый), часть сложных слов, указывающая на какое-либо скрытое, тайное действие или состояние (напр., криптография).
КРИПТОГРАФИЯ (Соврменный Толковый словарь) - (от крипто ... и ...графия). 1) тайнопись, система изменения письма с целью сделать текст непонятным для непосвященных лиц...

Криптомнезия

Криптомнезия (Медицинский словарь) - (cryptomnesia; крипто- + греч. mnesis память) - нарушение памяти, при котором стерты грани между реальными событиями, происходившими с больным, и событиями, имевшими место с другими людьми, услышанными, почерпнутыми из книг или увиденными во сне.

- - - -

Аллоним

Аллоним (Википедия) - имя другого реально существующего или существовавшего лица, используемое автором вместо собственного имени при обозначении авторства произведения. Аллонимы часто использовались авторами поздней Античности и Средневековья для того, чтобы именем более раннего и более авторитетного автора придать больше авторитета своему сочинению. В Новое время аллонимия встречается достаточно редко, хотя в массовом книгоиздании известны примеры поддельных книг коммерчески успешных авторов (например, Карлоса Кастанеды), написанных неизвестными лицами.

- - - -

Автоним

АВТОНИМ (Соврменный Толковый словарь) - от авто ... и греч. onyma - имя, подлинное имя автора, пишущего под псевдонимом.

- - - -

Прозвище

Прозвища — краткие стереотипные формулы, которые занимают промежуточное положение, перебрасывая своеобразный «мостик» от языка к фольклору. Они могут создавать амплифицированную структуру, которая возникает благодаря их экспликации в различных жанрах устного народного творчества. Можно рассматривать прозвищный фольклор в контексте обряда, где слово / фразеологизм обретает многоуровневые интертекстуальные связи, создавая возможности для появления отдельных жанров с «прозвищной ориентацией» - нарративов и песен. Речевая манифестация прозвищ может быть в виде: (а) лексемы, (б) изречений пословичного и поговорочного типов, (в) поэтически организованного текста, (г) нарративов.
Одна из главных функций прозвища — корение, или осмеяние. Прозвище может сопровождаться передразниванием. Наряду с «ситуативным контекстом», связанным с перформансом, должен исследоваться дискурсивный, культурный (включающий в себя факторы, относящиеся к исполнителю и окружающей его культурной среде) и жанровый контексты.

Коллективное прозвище - присловье - микроэтноним - антропоним

Присловье - 1) присказка, поговорка; 2) прозвище, относящееся к группе лиц, представляющих собою географическую или этническую общность. Прозвища могут относиться как к жителям одного населенного пункта, так и всего уезда или губернии в целом. Термин «присловье» имеет разговорное происхождение. Он амбивалентен, так как не всегда прозвища являются собственно «присловьями», но могут выступать и в роли аппозитивных конструкций.

Д.К. Зеленин в своих работах понимал под присловьями прозвища-номинативы, дразнилки, поговорки, пословицы, краткие анекдоты. Прозвища и присловья различает Ю.Б. Воронцова (Попова). Прозвища, как указывает исследовательница, могут быть выделены из текста и использованы во внетекстовой ситуации как наименования. А.Ф. Журавлев понимал под присловьями «не только номинативные единицы (выступающие в предикативной позиции), но и нарративные тексты, квазидиалогические построения (дразнилки, свернутые во фразу анекдоты и другие речевые жанры)».

Впервые «микроэтноним» по отношению к коллективному прозвищу в 1970 году был применен Е.В. Ухмылиной и В.А. Никоновым. A.B. Суперанская не согласилась с таким употреблением термина, так как, по ее мнению, по прозвищам нельзя судить об этнической обособленности коллектива. О.Н. Трубачев в 1983 году в своей дискуссии по докладу А.Ф. Журавлева, в котором было предложено новое название присловий - «регионально-групповые прозвища», отметил целесообразность использования уже известного термина «микроэтноним» . На сегодняшний день среди этнологов и фольклористов более употребительным является второй термин, среди лингвистов - первый.

В.И. Даль в статье «Напутное» дал следующее определение присловьям: «Присловье весьма близко к прозвищу, но относится не к лицу, а к целой местности, коей жителей дразнят, бранят или чествуют приложенным к ним присловьем». Также он включил это слово (вместе с синонимичным ему прислоеща) в «Толковый словарь живого великорусского языка» и дал ему следующее объяснение: «<Присловье> как дразнят кого, прозвище на смех, но не личное, а городу, области, краю, общине». Глагол корить у Даля дается в значении «бранить», «хулить», «хаять». В качестве иллюстрации он приводит прозвище жителей города Тулы - щеголъники, птицеловы, которое дополнительно подчеркивает семантику глагола корить, связанную с характеристикой субъекта/объекта речевой ситуации (в данном случае с прозвищной культурой).

- - - -

Никнейм

Никнейм (© 2003-2007 Via.) - это сетевое имя или псевдоним, используемый пользователем в Интернете, обычно в местах общения (в чате, форуме, блоге).

Пример: Правила Форума антивоенного движения
1. Запрещается регистрировать никнеймы, содержащие оскорбительные и нецензурные слова, термины, указывающие на нелюбовь владельца никнейма к какой-либо национальности, религии, социальной группе, политической группе, кроме человеконенавистнических, а также - адреса вебсайтов, адреса e-mail и т.п.
Администрация вправе просить пользователя сменить никнейм, а в случае, если он на это не согласен – вправе удалить его с форума.
2. Запрещается регистрация двойника уже существующего никнейма, либо визуально похожего.
2 - б. Запрещается регистрация пользователями более одного никнейма. Никнеймы-двойники - удаляются.
2 - в. Включение интерактивных ссылок на какие-либо сетевые ресурсы в автоподписи запрещено, кроме случаев приватного согласования с администрацией.

- - - -

Антропоним - разряд онимов. Любое собственное имя, которое может иметь человек (или группа людей), в т.ч. личное имя, отчество, фамилия, прозвище, псевдоним, криптоним.

Апеллятив — имя нарицательное, в противоположность имени собственному.

Денотат (имени) — любой объект, называемый собственным именем.

Иметик — репертуар имен данного народа или социума в определенный период.

Имя рода - имя, закрепленное за представителями древнего (или старого) именитого рода, передававшегося из поколения в поколение.

Заимствованное имя - имя, появившееся в данном языке в результате заимствования из другого языка.

Катойконим — номен для обозначения жителей по названию места жительства (оттопонимическое образование).

Композита - однословное сложное имя собственное, имеющее в своем составе не менее двух корневых морфем.

Мотив номинации (мотивировка) — экстралингвистмчеекая причина выбора или создания данного имени собственного для данного объекта.

Номинация - называние, присвоение имени, процесс наименования.

Онгт (онома, собственное имя) — слово или словосочетание, которое служит для выделения именуемого им объекта среди других объектов: его шдивидуализации и идентификации.

Патроним — дериват от имени или прозвища отца: прозвище, прозвание, фамилия от прозвища отца или предков по отцовской линии.

Прозвище, кличка — вид антропонима. Дополнительное имя, данное человеку окружающими людьми в соответствии с его характерной чертой, сопутствующим его жизни обстоятельством или по какой-либо аналогии.

Семантика (имени) — экстралингвистическое значение имени, включающее факторы известности имени и информацию, которую оно несет.

Топоним — (географическое название, географическое имя). — Разряд онимов. Собственное имя природного объекта на земле, а также объекта, созданного человеком на земле, который зафиксирован в данном регионе

Фамилия — вид антропонима. Наследуемое официальное именование, указывающее на принадлежность человека к определенной семье

Формула — определенный порядок следования различных видов антропонимов и номенов в официальном именовании человека данной национальности, сословия, вероисповедания в определенную эпоху.

Функция — исполнение своей роли, своего назначения именем собственным в речи.

Этноним — номен для обозначения любого этноса (этнической группы, племени, народа, национальности и т.д.).

«Словарь русской ономастической терминологии» [Подольская 1978], «Словарь лингвистических терминов» [Ахманова 1966], «Учебный словарь лингвистических терминов и понятий» [Карпов, Фролов, Щурыгин 2002]. © 2003-07 MirRabot.com

- - - -

Анаграмма

АНАГРАММА (Современный Толковый словарь) - от греч . anagrammatismos - перестановка букв, слово или словосочетание, образованное перестановкой букв др. слова или словосочетания. Используются при создании псевдонимов (напр., "Харитон Макентин" из "Антиох Кантемир"), встречаются в загадках, шарадах.

- - - -

Эзопов язык

ЭЗОПОВ ЯЗЫК (Соврменный Толковый словарь) - по имени баснописца Эзопа, тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора. Прибегает к системе "обманных средств": традиционным иносказательным приемам (аллегория, ирония, перифраз, аллюзия), басенным "персонажам", полупрозрачным контекстуальным псевдонимам (сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина).

ЭЗОП Клодий - древнеримский актер-трагик (1 в. до н. э.). Друг Цицерона, которого учил дикции. Владел искусством эмоционально-психологического воздействия на зрителя.

- - - -

Миф, мифология

Миф (Мифологический словарь. (Под ред. Мелетинского Е.М.).- М.:БРЭ, ЛАДА-МАКОМ, 1992) - слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных. Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания.

Главными предпосылками своеобразной мифологической «логики» являлось, во-первых, то, что первобытный человек не выделял себя из окружающей природной и социальной среды, и, во-вторых, то, что мышление сохраняло черты диффузности и нерасчленённости, было почти неотделимо от эмоциональной эффектной, моторной сферы. Следствием этого явилось ваиваое очеловечивание всей природы, всеобщая персонификация, «метафорическое» сопоставление природных, социальных, культурных объектов. На природные объекты переносились человеческие свойства, им приписывалась одушевлённость, разумность, человеческие чувства, часто и внешняя антропоморфность и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных.

В мифе форма тождественна содержанию и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Мифологическое мышление выражается в неотчётливом разделении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и её атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, начала и принципа, то есть происхождения и сущности. Эта диффузность проявляется в сфере воображения и обобщения.

Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния. Мифические события оказываются «кирпичиками» мифической модели мира.

Важнейшая функция мифического времени и самого мифа — создание модели, примера, образца. Оставляя образцы для подражания и воспроизведения, мифическое время и мифические герои одновременно источают магические духовные силы, которые продолжают поддерживать установленный порядок в природе и обществе; поддержание такого порядка также является важной функцией мифа. Эта функция осуществляется с помощью ритуалов, которые часто прямо инсценируют события мифического времени и даже включают иногда рецитирование мифов. В ритуалах мифическое время и его герои не только изображаются, но как бы возрождаются с их магической силой, события повторяются и реактуализируются. Ритуалы обеспечивают их «вечное возвращение» и магическое влияние, гарантирующее непрерывность природных и жизненных циклов, сохранение некогда установленного порядка. Миф и ритуал составляют две стороны — как бы теоретическую и практическую — того же феномена. Однако наряду с мифами, имеющими ритуальный эквивалент, есть мифы, не имеющие такого эквивалента, равно как и ритуалы, лишённые своего мифологического двойника.

- - - -

ХОЛИЗМ

ХОЛИЗМ (Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г.) - (греч. holos - целый) - понятие - форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свой..., связанное с разработкой в 20 в. системной методологии и системной парадигмы в познании. Может быть рассмотрено в различных ракурсах: как

1) методологический принцип (лат. principum - начало, основа, происхождение, первопричина) - основание некоторой совокупност..., в соответствии с которым "целое больше суммы своих частей". Противостоит редукционизму - методологическая установка, которая заключается в сведении сложного к простому, целого к свойс..., ищущему специфику целого в составляющих его частях и сводящему мироздание к набору некоторых первичных элементов. Холистическая позиция (от лат. positio) - положение, утверждение; точка зрения. заключается в приоритетном рассмотрении целого с точки зрения возникающих при взаимодействии элементов в системе новых качеств или целостных свойств, отсутствующих у составляющих систему ингредиентов. Выделение и рассмотрение таких свойств позволяет продифференцировать системы по характеру — совокупность устойчивых психических особенностей человека, к-рые зависят от его генетических о... взаимодействия ее элементов на аддитивные или суммативные (в них целое равно сумме своих частей - это разного рода совокупности, механические смеси и т.п.) и эмерджент (англ. emergent - внезапно возникающий, от лат. emerge - появляюсь, возникаю) - новое качество (...- ные или целостные (системы с наличием (франц. PRESENCE) - Один из ключевых терминов понятийного аппарата Дерриды, который критикует учен... особых качеств - это, например, органические, живые системы, психологические, социальные и т.п.). Редукционизм и X., как анализ и синтез — термины, обозначающие: 1) методы научного познания, которые являются этапами гносеологического..., должны быть рассмотрены как два комплементарных познавательных приема, эффективных при решении соответствующих проблем. С одной стороны, редукционизм позволяет решать структурного плана - от латинского planus (уровень, плоскость), протяженность пространства или чего-либо в нем, физи... задачи и находить связи высших уровней с низшими. В свою очередь X. хорош при воссоздании целостной картины объекта или явления, особенно в функциональном отношении. Холистический подход - комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании... очень важен в познавательном отношении, так как в любой системе, даже аддитивной, имеет место философский смысл термина: Раздел (сочинения, философии) (Цицерон, Квинтилиан); тема, предмет, взаимодействие — процесс взаимного влияния тел друг на друга путем переноса материи и движения, универсальная ф... между элементами. В противном случае они не были бы системами. Другое дело, что этими связями в зависимости от задач рассмотрения можно пренебрегать, например, в силу их незначительности, или по ряду других оговариваемых в исследовании причин. И редукционизм, и X. как когнитивные приемы достаточно широко используются в разных системах (греч. systema - составленное из частей, соединенное) - категория, обозначающая объект, организо... знания, как естественнонаучных, так и социально-гуманитарных (психология, социология, лингвистика и т.п.). Однако каждый из этих приемов может быть и бывает гипертрофирован. Тогда редукционистская позиция полностью сведет высшее к низшему, откажет высшим формам в специфике и самостоятельности. В такой редукционистской парадигме развиваются механицизм, физикализм, биологизм (при рассмотрении социальных систем). Абсолютизация (лат. absolutus — безусловный) — абстракция наиболее высокого порядка, результатом которой являю... целостности может приводить к отрыву высшего от низшего как в структурном, так и в генетически-эволюционном отношении. Это делает невозможным познание научными средствами высших проявлений бытия: органической живой материи, психологических и социальных систем. На таком методологическом основании развиваются органицизм, витализм., эмерджентизм, X. и т.п.

2) учение о целостности, сформулированное южноафриканским философом Я.Х. Сматсом в произведении "X. и эволюция" (1926). Оригинальность учения состоит в гипертрофировании формулы "целое больше своих частей" вплоть до исключительного приоритета целого над его частями. Высшим онтологическим идеалом в X. признается целостность - т. н. системное качество организованных материальных объектов, выражающее их унитарную природу... мира, проявляющаяся в психологическом, биологическом и физическом ракурсах. При этом целостность рассматривается как в качественном, так и организационном отношениях. Центральным понятием X. является категория "целое". Предполагается, что эта категория может прийти на смену традиционно признаваемым в философии как предельно широкие категориям "материальное" и "идеальное" , "объективное" и "субъективное", синтезировав их в своем содержании. Целое, целостность провозглашается "последней реальностью" , далее нерасчленимой и непознаваемой. Эта мировая субстанция - (лат. substantia - сущность, нечто, лежащее в основе) - философское понятие для обозначения объе... лежит в основе эволюции мира, создавая новые целостности. А носителем всех органических свойств объявляется чувственно невоспринимаемое материальное поле, сохраняющееся постоянным при всех изменениях организма. Высшей формой органической целостности признается человеческая личность — человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически ко.... Концепция X. оказала заметное влияние на модели "творческой эволюции" Бергсона, "философию процесса" Уайтхеда, феноменологию, гештальтпсихологию, философию науки.

- - - -

ГАБИТУС

ГАБИТУС - (В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.) - (от лат. habitus (лат.), габитус - внешнее проявление, поведение, также свойства, строение тела, внешность) - используемое в социологии и социальной философии понятие, обозначающее инкорпорированную , т.е. встроенную в человеческое тело, "записанную" на нем историю и социальность. Понятие Г. было введено Элиасом и Бурдье для выражения того обстоятельства, что в процессе социализации человек обретает определенные телесные и поведенческие навыки, которые не являются биологическими по своей природе, но превращаются в неотделимую от его телесности "натуру". Г. проявляется в многообразных феноменах: в способах жестикуляции, в формах сексуального поведения, в манерах питания, гигиены, отправления естественных потребностей, в характере — совокупность устойчивых психических особенностей человека, к-рые зависят от его генетических о... прически, в типе одежды и т.п. Как система приобретенных схем поведения Г. определяет правила и границы тех социальных игр, в которых участвует индивид (лат. individuum — неделимый) — Единичный, отдельный объект, выделенный из определенного вида.... Это понятие позволяет в определенном аспекте связать индивидуальное и социальное, преодолевая тем самым традиционную альтернативу методологического индивидуализма и методологического холизма (коллективизма) в социальной теории.

- - - -

Буффонада

БУФФОНАДА (Современный толковый словарь) - (от итал. buffonata - шутовство), в цирке, на эстраде, в театре - подчеркнутое внешнее комическое преувеличение, иногда окарикатуривание персонажей (действий, явлений).

- - - -

Мертвая душа

Понятие «мертвая душа» в поэме "Мертвые души" Н. В. Гоголя имеет несколько значений, Чичиков скупает «мертвые души», чтобы, оформив купчую, заложить купленных крестьян уже как живых в опекунский совет и получить за них кругленькую сумму. Но с понятием «мертвая душа» неразрывно связана социальная направленность произведения. Затея Чичикова и обычна, и фантастична. Обычна, так как покупка крестьян была повседневным делом, а фантастична, поскольку продаются и покупаются те, от кого, по определению Чичикова, «остался один не осязаемый чувствами звук». Но разница между живыми и мертвыми оказывается условной, все дело только в странности товара. Как говорит Коробочка, «никогда еще не случалось продавать... покойников. Живых-то бы я уступила, вот и третьего года протопопу двух девок, по сто рублей каждую». Таким образом, фантастичность события переносится с авантюры Чичикова на реальную действительность, где человек становится товаром, где бумага подменяет людей.
Постепенно трансформируется и содержание понятия «мертвая душа». Абакум Дыров, Степан Пробка, каретник-Михей и другие умершие крестьяне, купленные Чичиковым, не воспринимаются как «мертвые души»: они показаны как люди яркие, самобытные. Этого нельзя сказать об их живых хозяевах — которые и оказываются «мертвыми душами» в подлинном смысле этого слова.
Но «мертвые души» — не только помещики и чиновники: это «безответно мертвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыне сердца». В Манилова и Собакевича может превратиться любой человек, если «ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому» разрастется в нем, заставляя его «позабывать великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое». «Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане». Не случайно портрет кансдого помещика сопровождается психологическим комментарием, раскрывающим его общечеловеческий смысл. В одиннадцатой главе Гоголь предлагает читателю не просто посмеяться над Чичиковым и другими персонажами, а «углубить вовнутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?» Таким образом, название поэмы оказывается очень емким и многоплановым.
Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она — воплощение Божественного начала в человеке. А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа», потому что для него душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело». Этот мир безумен — он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада. Только с понимания этой причины может начаться возрождение России, возвращение утраченных идеалов, духовности, души. Мир «идеальный» — мир духовности. В нем не может быть Плюшкина, Собакевича, Ноздрева, Коробочки. В нем есть души — бессмертные человеческие души. Он идеален во всех значениях этого слова. И поэтому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает иной род литературы — лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав «Мертвые души» поэмой.

Газета "Кривой Рог", 30 июля 1999
Набрав две группы "мертвых душ", преподаватели ПТУ выставляли оценки несуществующим ученикам и получали их стипендию

Как сообщил прокурор Ингулецкой прокуратуры Ярослав Бабий, вскоре на скамью подсудимых сядет группа работников администрации и преподавателей ПТУ N 36, которые применили небезызвестный способ выкачивания государственных денег с помощью "мертвых душ". Опасаясь, что недобор в училище может привести к его закрытию, администрация ПТУ сформировала две группы из заключенных, отбывающих наказание в колонии-поселении УИН-75, и собственных родственников. Причем заключенные даже понятия не имели, что они - учащиеся ПТУ, а некоторые из них, как оказалось, давно отбыли свой срок и уехали домой. Однако это обстоятельство не помешало директору ПТУ, (ныне уже бывшему) принять шестьдесят "мертвых душ" без всяких документов в свое учреждение, что позволило выплачивать зарплату преподавателям за их обучение и получать средства на выплату стипендий "ученикам".

- - - -

Литнегр


Литнерг - "безымянный" соавтор литературного произведения, который сознательно отказался от своего "авторства" и своих прав на данное произведение в обмен на деньги.

- - - -

«Индустрия фэйка»

«Индустрия фэйка» (от англ. fake – «подделка») - торговля поддельной одеждой и аксессуарами, «косящими» под известные бренды. В люксовом сегменте одежды и обуви подобная продукция занимает, по некоторым данным, до 60 процентов от общего объема товарооборота. И в коммерческой литературе, бывает, именитый автор не только не читает произведений, выходящих под его именем, но даже не ведает об их существовании...