<<< вернуться в раздел Мистификация и виртуалистика

«BESTIARIUM CONSTRUENDUM: мифологический конструктор»

Александр Райхштейн

Государственный музей истории религии, Центр развития музейного дела и Институт Финляндии в Санкт-Петербурге в рамках Второго фестиваля детских музейных программ
«Детские дни в Петербурге» представляют Интерактивную выставку для детей и взрослых
«BESTIARIUM CONSTRUENDUM: мифологический конструктор», художник Александр Райхштейн
21 октября – 9 ноября 2006

Древние существа, как будто бы найденные археологами в глубоких культурных слоях, растеряли свои хвосты, рога, крылья, головы, ноги… Фрагменты мифологического конструктора выглядят как остатки расколовшихся древних скульптур, сделанных из мягкого и шершавого на ощупь песчаника. В действительности они легкие и снабжены невидимыми магнитными «замками», позволяющими прочно соединять их между собой. Из «каменных» фрагментов можно составить обычное животное, или героя древних мифов – Пегаса, Сфинкса, Минотавра, или свое собственное чудесное существо, которое не видел еще никто на свете. Хотя… Если верить древним, нет ничего нового. Все, что только можно представить, уже существовало когда-то, хотя бы как идея, образ, видение. Чтобы познавать историю, мифологию, историю искусств, нужно включить воображение. Выставка для детей от 5 до 95 лет приглашает сделать это, чтобы принять участие в постмодернистской игре с культурным наследием.

«Бестия» – значит зверь. Бестиариями назывались средневековые трактаты-словари, составленные учеными, астрологами и герольдами. В них перечислялись известные в природе и выдуманные (то есть геральдические и мифические) животные и расшифровывалось их символическое значение. Например, лев был символом Воскресения, потому что, как считалось, детеныши льва после рождения три дня остаются мертвыми, пока отец не вернет их к жизни, согрев своим дыханием. А змей – это символ коварства, поскольку он злокозненно подсунул Еве яблоко с Древа познания, в результате чего люди были изгнаны из Рая. Но, с другой стороны, как мы знаем, змей – это символ медицины и исцеления.

Жители Петербурга близко знакомы с «вымышленными» составными существами. Скульптурные сфинксы и грифоны, гиппокампы и русалки в оградах мостов, тритоны и химеры на фасадах зданий эпохи барокко или модерна хранят множество историй – собственных и городских. Почему, например, грифоны оказались именно у Банковского мостика? Потому что «профессия» этих существ с туловищем льва и крыльями орла – охранять сокровища. Они стерегут золотые запасы и сейфы первого государственного – «Ассигнационного» – банка, построенного Джакомо Кваренги для Екатерины II (сейчас это здание Финансово-экономического института). Экспозиция Музея истории религии тоже может многое рассказать о том, как перемешиваются история и вымысел, реальное и идеальное в мифах и эпосах разных народов.
Познавательная выставка для детей и взрослых обязательно должна быть интерактивной. Раз в день группе посетителей предоставляется возможность поиграть в мифологический конструктор и изменить конфигурацию необычных существ. В остальное время можно воспользоваться плоскими паззлами, раскрасками, «вырезалками», множительной техникой. Гости могут полистать книги мифологической библиотеки, сфотографироваться с чудесными существами, поучаствовать в конкурсах имен для новых созданий или выдуманных историй о них, составить свой маршрут мифологического путешествия по городу, познакомиться с видеоинсталляцией, демонстрирующей безграничность возможностей конструктора. Посетители превращают выставку в постоянное действие, диалог между древней историей и собственным воображением. В результате получается ежедневно меняющаяся экспозиция с бесконечными вариациями.

Автор экспозиции – художник Александр Райхштейн, бывший москвич, с 1990 года живущий в Хельсинки, в своем творчестве смешивает стратегии игры и искусства. Он прекрасно говорит по-фински и успел обогатить свой классический культурный багаж местными средствами выражения. В физиономиях его мифологических существ ясно читается мимика северного модерна, национальной гордости искусства Скандинавии. Правда, на севере странные существа с их бесконечными гримасами обычно бывают вырезанными из твердого гранита, а не из податливого песчаника.
Александр Райхштейн работает в самых разных видах искусства – скульптуре и инсталляции, книжной иллюстрации (обладатель приза за лучшую иллюстрированную книгу для юношества Финляндии 1997 года), «книге художника», анимации, создает большие интерактивные выставочные проекты для детей и взрослых. Первая выставка BESTIARIUM’а прошла в Музее искусств Амоса Андерсона в Хельсинки в 2004 году. Работы Райхштейна можно увидеть на его сайте www.reichstein.name

Композитор – Рами Эскелинен, техническая поддержка – Мартин Хакенберг.

Открытие выставки и Фестиваля состоится 20 октября в Музее истории религии (ул. Почтамтская, 14) в 16.00. Пресс-конференция и пресс-показ выставки – в 15.00.

Фотографирование на выставке не только не запрещается, но поощряется!

Автор благодарит Хелену Аутио-Мелони и Анто Лейкола за помощь в подготовке выставки, а также организации, поддержавшие ее создание: Finnish Cultural Foundation, Arts Council of Finland, University of Art and Design Helsinki, Teras-Kari Oy.

Кураторы выставки: Дарья Агапова, Юлия Мацкевич

-----------------------------------------------------------

Кто-то искал и ищет "неведомые дорожки невиданных зверей" в джунглях Амазонии, на полюсах Земли и в других не менее замечательных далеких и труднодоступных местах. Сейчас этих загадочных существ можно встретить в Петербурге на Почтамтской улице, в Музее истории религии. На Второй фестиваль детских музейных программ на берегах Невы из Финляндии прибыл проект некогда московского, а ныне проживающего в Хельсинки, художника Александра Райхштейна "BESTIARIUM CONSTRUENDUM: мифологический конструктор". Сказочной фауной он заинтересовался давно. Сначала художник рисовал ее представителей, иллюстрируя детские книжки. Затем превратил в главных героев своих инсталляций. Ведь, считает художник, детям мало только видеть сказочных персонажей. Им хочется более тесного общения. Трогать, двигать их, лазать по ним. Все проекты Райхштейна дают юным исследователям возможность осуществить эти желания. Премьера "Бестиария" состоялась 3 года назад в музее Амоса Андерсена в Хельсинки. С тех пор фантастический конструктор пользуется неизменной популярностью у детей и их родителей.

В начале XXI века наука творит чудеса. Космические корабли, регулярно выигрывая споры с земной гравитацией, отправляются к звездам. Роботы уже не только ходят, но также бегают, прыгают и говорят. Мечты писателей-фантастов превращаются в часть повседневной действительности. Однако, чем существенней и вещественней успехи "рационально знания", тем чаще человек ищет встречи с героями сказок и легенд. Потому проект, представленный Музеем истории религии, художник адресует всем. Всем детям, от 5 до 95 лет.

Первые изображения вышеперечисленных и прочих легендарных вымышленных существ появились на заре человеческой цивилизации. Их можно встретить уже в первых произведениях мастеров страны пирамид и в городах долины Тигра и Евфрата. Как, когда, зачем и почему человек "создал" этих чудесных обитателей нашей планеты неизвестно. Сможет ли кто-нибудь когда-нибудь ответить на эти вопросы также неизвестно. Однако, придя на интерактивную выставку Александра Райхштейна, продляющуюся до 9 ноября, каждый сможет внести свой вклад в мировую историю "чудовищестроения".

Однажды Александр Райхштейн изобрел мифологический конструктор. Придумал и очень удивился, что никто не придумал его раньше. Художник понял: все фантастические создания можно сложить из элементов фигур семи существ. Вот они: человек (в данном случае женщина), лошадь, змея, крокодил, рыба, орел и лев. Правда, потом Райхштейн добавил еще семь (семь, как известно число волшебное) элементов: голову мужчины, голову собаки или волка (по вкусу), голову быка, крылья летучей мыши, рог, хвосты двух модификаций (один короткий, другой длинный). К радости детей (и взрослых - да, да взрослые также радостно, как и малыши принимают участие в этой игре), конструктор сделан так, что творение вашей фантазии не замирает в неподвижности. Оно может двигаться. Например, повернуть голову или хвост.

Каждый день "экспозиция" выставки меняется. Появляется новые чудовища, но старые бесследно не исчезают. Они продолжают жить в каталоге "BESTIARIUM CONSTRUENDUM". Он тоже экспонат выставки. Также юные посетители выставки могут сконструировать свое чудовище из бумажного аналога конструктора. Его двойника, созданного при помощи ксерокса, ребенок сможет унести домой.

(с) Музеи России