<<< вернуться в раздел Мистификация и виртуалистика

CLAIRE FONTAINE

 

CLAIRE FONTAINE - "РАЗРУШЕНИЕ МОЛОДИТ"

С 30 января по 20 марта 2009 года
В галерее Риджина на ВИНЗАВОДе

ГАЛЕРЕЯ РИДЖИНА продолжает линию на внедрение в московскую художественную жизнь восходящих звезд международного современного искусства. После сотрудничества с известными художниками Джонатаном Меезе (Германия), Эрвином Вурмом (Австрия), показа проекта "HERE AND NOW", РИДЖИНА рада сообщить об открытии первой персональной выставки в России группы CLAIRE FONTAINE - явления нового и яркого, представителей новой волны "политического" искусства.

CLAIRE FONTAINE - французский дуэт, основанный в 2004 году. Их творчество - форма протеста против политического бессилия и кризиса индивидуальности, характерных для современной жизни. Они экспериментируют с иконами массового производства, искажая их смыслы, и создают разнообразные объекты для совместного пользования интеллектуальной и частной собственностью.
Для своего первого проекта в Москве CLAIRE FONTAINE создали ряд новых работ.

AMERIKA - неоновая надпись, созданная из люминесцентных ламп с применением авторского шрифта "К". Это - обычные лампы, используемые для освещения школ, больниц, заводов, тюрем и других учреждений. Шрифт "К" назван в честь Кафки. В романе Кафки "Amerika" главный герой Карл Россман воплощает образ щедрого альтруиста, отвергнутого всеми и вынужденного покинуть родину ради неопределенного будущего в оказавшейся самой недоброжелательной стране мира - Америке. AMERIKA - это дань иммигрантам, преодолевшим длинный и сложный путь в поисках лучшей жизни, и оставшимся лишь с разбитыми мечтами и в полном одиночестве.

 

Неоновая надпись РАЗРУШЕНИЕ МОЛОДИТ - цитата из самого неоднозначного текста Вальтера Беньямина "Деструктивный характер". В своем труде Беньямин заявляет, что главное достоинство деструктивного характера - это способность расчистить пространство и дать место новому. Часто ассоциируемое с идеей "позитивного варварства", разрушение, к которому автор взывает, расчищает коллективное ментальное пространство и порождает некую революционную память, которая позволяет человечеству двигаться вперед к более открытому и эмансипированному будущему. Неоновая надпись РАЗРУШЕНИЕ МОЛОДИТ выражает уважение художников к Вальтеру Беньямину и послужила названием выставки.

Два объекта PASSE-PARTOUT имеют прямое отношение к Москве, отображая двуликость этого увлекательного города - небывалую роскошь и крайнюю нищету. PASSE-PARTOUT - связки самодельных отмычек для вскрытия замков. На каждой из них есть брелок, связанный с определенным городом, в котором у художников происходили некие экономические и эмоциональные трансакции. Смысл состоит в том, чтобы показать коллекционеру их практическую ценность, превращая его в потенциального вора - и, таким образом, указать на неоднозначную связь между рынком и воровством.

СЕРИЯ НОВЫХ ЖИВОПИСНЫХ РАБОТ - это наглядные вопросы об ответственности людей в своих ежедневных поступках. Своей простотой и незатейливостью они подчеркивают равнозначность передаваемых действий (голосование, игра, разрушение, оплата) и аллегорически отображают все разнообразие законных поступков, которые люди могут совершать в общественных местах.

___________________________________________________________________

Левейшее из искусств // Claire Fontaine в галерее "Риджина"

Газета «Коммерсантъ» № 18 (4073) от 03.02.2009

В московской галерее "Риджина" открылась выставка "Разрушение молодит" парижских неоконцептуалистов из группы Claire Fontaine, которых прочат в будущие звезды французского искусства. Левыми идеями проникалась АННА Ъ-ТОЛСТОВА.

Над входом в галерею красуется неоновая надпись "Разрушение молодит" — произведение леворадикального искусства, формой отсылающее к классикам концептуализма Джозефу Кошуту и Брюсу Науману, большим любителями писать неоном разные премудрости или банальности, а содержанием — к классическому тексту марксиста Вальтера Беньямина "Деструктивный характер". Этот ницшеанско-футуристический гимн варварству как двигателю истории, написанный в 1931-м, одно время считали чуть ли не апологией фашизма, но Claire Fontaine, обычно ставящая под сомнение любые высказывания — в форме текстов или в форме картинок, лозунг "Разрушение молодит" понимает в троцкистско-анархистском духе — как оду перманентной революции.

Claire Fontaine обнаруживает революционные смыслы повсюду — например, в банальных картинках-инструкциях по пользованию игровыми автоматами, банкоматами и пожарными молотками. Переведенные в формат больших картин и собранные вместе они воспринимаются как инструкция по экспроприации мирового капитала. Тем более что рядом с картинами висят объекты серии "Passe-Partout" — связки отмычек, увешанные брелками и прочей туристическо-сувенирной мишурой. Покупая такой объект, коллекционер символическим образом превращается в вора — так Claire Fontaine изнутри борется с арт-рынком.

Она вообще против культа частной собственности: в ее манифестах всегда говорится, что все, кто принимал участие в создании выставки — от директора галереи до рабочего, развешивавшего такие "Passe-Partout", являются коллективным автором выставленных произведений. Впрочем, в Москве идею коллективизма восприняли чересчур буквально — пару брелков экспроприировали прямо на вернисаже.

Самой же яркой работой первой московской выставки Claire Fontaine стала "Amerika" — огромная надпись из дешевых мексиканских люминесцентных ламп, какими обычно освещают заводы, тюрьмы и больницы. Намекающая на одноименный роман Франца Кафки об эмигрантской участи, эта "Amerika" встречает зрителя холодным, режущим глаз сиянием — так и Новый Свет оборачивается для тысяч иммигрантов тем светом (хотя подобная игра слов в языках, на которых изъясняется Claire Fontaine, конечно, невозможна).

Языковые игры, похоже, самая сильная сторона творчества Claire Fontaine. Начать с ее собственного имени, которое для русского уха звучит волне пристойно — "Клер Фонтен", а французскому уху обрыдло со школьной парты, поскольку Claire Fontaine — это популярная во Франции марка школьных принадлежностей, "Чистый родник". Впрочем, для эстетского уха "Fontaine" звучит как священное заклинание, взывающее к духу отца современного искусства Марселя Дюшана, который выставил в галерее тот самый фонтан-писсуар. Во всяком случае, искусство концептуализма явно проистекает из дюшанова "Фонтана", так что это даже как-то несправедливо, что оно по преимуществу англоязычно. Возможно, Claire Fontaine, порожденная в 2004 году итало-английским дуэтом в составе философа Фульвии Карневале и художника Джеймса Торнхилла и, как настоящее дитя эпохи глобализма, рассылающая свои леворадикальные послания на всех европейских наречиях, когда-нибудь и возьмет реванш за французский художественный язык.