<<< вернуться в раздел Мистификация и виртуалистика

Марсель Дюшан

 

Когда через два года после Геральдической выставки Марсель Дюшан (1887-1968) прибыл в Нью-Йорк, он уже был широко известен. Он немедленно приступил к работе над одним из наиболее знаменитых и проблематичных творений двадцатого века "Большое стекло: Невеста, раздетая догола своими холостяками, равновесие". Задуманная в Париже в 1912 году, она явилась завершением серии картин, развивающих одну и ту же тему: невесты, холостяков и ряда культурных обычаев, связанных с ухаживанием, сексом и страстью, воплощенную в остроумной, хотя и спорной трактовке. Доминирующей темой картины является невеста, остающаяся в своей вечной недостижимости выше конфликта оставшихся внизу девяти расстроенных холостяков. Они и их признаки желания "представлены" методом слияния абстрактных биоморфных и механических форм и процессов. Первоначально смонтированная на стекле, с тем чтобы видимый мир мог стать частью процесса ухаживания, композиция была разбита в 1923 году во время погрузки на корабль. Дюшан смирился с волей случая и объявил работу законченной, после того как склеил осколки, заключил их в тяжелую раму, оставив на виду случайные трещины.

Еще более радикальное значение имело возведение Дюшаном к 1912 году в ранг "готовых" произведений искусства предметов ширпотреба или предметов, претерпевших в его руках незначительные изменения и получивших название "усовершенствованных изделий". Это привело к тому, что подставка для сушки бутылок, купленная в скобяной лавке, была выставлена в качестве экспоната, а репродукция знаменитой "Моны Лизы" Леонардо да Винчи была вывешена с подрисованными усами. Дюшан был прекрасным шахматистом и при моделировании художественных работ использовал шахматные принципы; его ходы часто делались таким образом, чтобы вызывать резонанс сразу на нескольких уровнях. Усы и название -"L.H.O.O.Q.", которое представляет собой фонетическую анаграмму фрацузской фразы, означающей, что у Моны Лизы существуют сексуальные стремления, -это всего лишь дадаистский прием профанации священного "высокого" искусства безумной цивилизацией. Сексуализация асексуального и изменение пола, например, с помощью усов, трансформирует ожидаемое впечатление от искусства и культуры и воспринимается на нескольких уровнях. Подобным же образом "Большое стекло" не только трансформирует невесту и холостяка в простые машины, но и признает, что модернистская культура часто действует именно таким образом, рассматривая людей и духовные ценности через призму механистичности. Когда в 1920 году Дюшан взял себе женский псевдоним, он поставил на себе штамп, как в свое время поставил штамп на "МонуЛизу". Имя, которым художник подписывал свои работы - "Рроз Селяви", - было фонетической транскрипцией фразы: "Эрос — это жизнь". Таким путем Дюшан, мужчина в роли женщины, остроумно привлекал внимание к тому факту, что "эрос" - это принцип, это сама жизнь: «Не допускаю мысли о попирании свободы собственных действий из-за своих индивидуальных черт и качеств, а также из-за своего пола». В ходе экспериментов с сериями оптических дисков и конструкций, дематериализовавших не просто предмет, но все концептуальное поле художественного "произведения", Дюшан отвернулся от предметного искусства.

В конце концов он решил оставить искусство и заняться шахматами, решение, которое он периодически нарушал, но которое придало его исканиям законченный вид. Какими бы таинственными ни казались его концепции, его индивидуальное влияние на более поздние художественные течения двадцатого века неоспоримо.

Фонтан (работа Р. Мутт)
МАРСЕЛЬ Дюшлн; 1917 (оригинал утерян; 1964, третий вариант); перевернутый писсуар; высота 60,96 см. Архив Беттмана, Нью-Йорк. Один из нескольких "готовых предметов" Дюшана, "Фонтан", похоже, был наиболее возмутительным. Созданное для проверки степени терпимости устроителей художественной выставки, это произведение и в наши дни продолжает оставаться анализатором широты границ искусства, главным проектом прекрасного шахматиста Дюшана.

"Я швырнул им в лицо полку с писсуаром, и теперь они восхищаются их эстетическим совершенством", — писал он в 1962 г. Р.Мутт. Фонтан, 1917 И, пожалуй, самым скандальным из всех найденных предметов, возведенных в ранг "искусства", стал выставленный в 1917 г. Фонтан. Работа под псевдонимом Р.Мутт ("дурак") предназначалась для проверки степени либерализма устроителей художественной выставки в Нью-Йорке и в тот раз не была допущена к показу. "Реди-мейды" Дюшана зачастую ставили под вопрос существование самого понятия "вкус". Тем не менее, работы Дюшана оказали огромное влияние на такие течения в искусстве, как сюрреализм и, позднее, концептуализм.

---------------------------------------------------------------------------------------------

Покушение на "Фонтан" Дюшана


77-летний старик попытался разбить керамический писсуар работы одного из основателей дадаистского движения Марселя Дюшана, выставленный в центре Помпиду в Париже. Пожилой человек ударил писсуар молотком, однако от него лишь откололся небольшой кусок, на работе Дюшана под названием "Фонтан" также появились трещины. Как сообщила полиция, на допросе старик заявил, что его поступок был актом искусства – перфомансом, который поддержали бы сами дадаисты. Теперь произведением искусства занимаются реставраторы. В 1993 году тот же самый человек уже оказывался в полиции из-за "Фонтана": во время выставки в городе Ним на юге Франции он применил писсуар по назначению, то есть попросту помочился в него. "Фонтан" был изготовлен в 1917 году. Эта работа считается одним из главных произведений дадаизма – авангардистского движения, которое родилось во Франции в начале ХХ века. В 2004 году в результате опроса 500 экспертов "Фонтан" был признан самым важным произведением современного искусства – он опередил такие работы, как "Герника" и "Девушки из Авиньона" Пабло Пикассо и разноцветное изображение Мерлин Монро работы Энди Уорхола. "Фонтан" Марселя Дюшана оценивается в 3,6 млн. долларов – судя по всему, это самый дорогой писсуар в мире.

10.01.2006, BBCRussian.com

---------------------------------------------------------------------------------------------

Лоренцо Пиццанелли (Lorenzo Pizzanelli) \ Италия
Иконоборческая игра (Iconoclast Game) \ Интерактивная инсталляция, 2004.

Арт-центр М'Арс, 26.11.2004

Эксклюзивно для АD 2004, Пиццанелли представит новую, еще ни разу не экспонированную версию своей "Иконоборческой игры", интерактивной инсталляции, похожей на компьютерную игру. Зритель может выбирать, играть ли ему за Марселя Дюшана или за Розу Селяви. Чтобы продолжить игру и подняться на следующий уровень, зрителю нужно распылить яд на проплывающую мимо улыбку Джоконды, победить опасных ангелов Джотто, встретить молотом микельанджеловского Давида и многое, многое другое...

Copyright © 2000-2006 GiF.Ru