<<< вернуться в раздел Мистификация и виртуалистика

Вернон Салливен

С восемнадцати лет Борис Виан играл в любительских джаз-оркестрах, в послевоенные годы стал звездой квартала Сен-Жермен-де-Пре - богемного сердца Парижа. Взлет его литературного творчества относится к 1946 году. Один за другим следуют романы, значение которых оценят только потомки, - "Пена дней", "Осень в Пекине". Виан обрел реальные шансы на успех и твердость позиций. Он, бесспорно, получил бы одну из крупных литературных премий, если бы сам не перебежал себе дорогу, движимый почти мальчишеским стремлением к розыгрышу. На спор, за две недели, не отрываясь, Борис Виан пишет бестселлер - виртуозную обманку, имитацию авантюрно-эротического американского романа, - дает ему название "Я приду плюнуть на ваши могилы" и подписывает вымышленным именем Вернона Салливена. История героя-метиса, мстящего за линчевание брата и садистски убивающего двух белых женщин, пошла нарасхват.

Однако, когда обнаружился подлинный автор, разразился неслыханный скандал. Виан даже попал под суд. Инцидент замяли, но в литературной судьбе Виана наступил роковой перелом. Образ Виана-мистификатора прочно вытеснил из сознания публики образ Виана-писателя. Всю оставшуюся жизнь Виан не мог отделаться от клейма "парня, который устроил розыгрыш с Верноном Салливеном".

После той, в сущности, невинной шутки писателя преследовали неудачи и ощущение надвигающейся смерти. Сдавало сердце, и ему пришлось отказаться от любимого джаза. Незамеченным прошел выход сборника "Мурашки" в 1949 году, читатели проигнорировали его роман "Красная трава", провалилась пьеса "Всеобщая живодерня". На всем постсалливеновском творчестве Виана словно лежало проклятие.

Поделившись лаврами с наглым американцем, плодом его юмора и фантазии, Виан собственными руками отдал ему удачу. Он умер от сердечного приступа в 1959 году на предварительном просмотре экранизации романа "Я приду плюнуть на ваши могилы" (ему было тридцать девять). Удача отвернулась от него, а вот Вернон Салливен преследовал, как наваждение, до самой смерти.

Из журнала "Культ Личностей", ноябрь/декабрь 1999. Наталия Колесова.