Главная \ Статьи о монументальном искусстве \ Павел Шугуров "Контекстуализм"
_____________________________________________________________________________________

 

Основным художественным направлением, действительно актуальным и соответствующим экспериментам современных архитекторов и дизайнеров, мы, творческий коллектив декор-мастерской «33 ПЛЮС 1», считаем стиль Контекстуализм.

Как все новое, Контекстуальное направление еще не имеет законченной теории и устоявшихся форм. Контекстуализм только формируется вокруг главной своей идеи: экологии жилого пространства, то есть основное внимание Контекстуалистов сконцентрировано не столько на проблемах рассматриваемого пространства, сколько на системе взаимосвязей этого пространства с реальностью – контексте. Контекстуализм – есть взаимосвязизм. Контекстуализм – это художественное воплощение современной экологической парадигмы, самого актуального направления человеческой мысли на сегодняшний день.

С 2006 года декор-мастерская «33 ПЛЮС 1» активно пропагандирует Контекстуализм, но, кроме статей и отвлеченных от бизнеса арт-проектов (см. Ссылки на материалы по теме), к которым мы относим и эксперименты со своим собственным жилым пространством, реальных объектов, оформленных в этом стиле, в каталоге наших работ Вы пока не найдете. Сегодня Вы можете ознакомиться только с теорией, реальное воплощение Контекстуализма в архитектуре, в материале зависит от Вас, от Вашего понимания проблемы и заинтересованности, от Вашего заказа.

1. Общее представление о концепции Контекстуализма.
2. Контекстуальное декорирование архитектуры.
----I. Контекстуализм исторический. Историзм.
----Примеры практического воплощения Контекстуализма исторического.
----II . Контекстуализм мифологический и примеры его практического воплощения.
3. Заключение. Ссылки на материалы по теме.

 

 

 

 

 

1. Общее представление о концепции Контекстуализма.

КОНТЕКСТУАЛИЗМ - направление концептуалистического искусства, исследующее взаимосвязи существующих предметов, пространств, объектов (ВСЕГО, что имеет название) в среде таких взаимосвязей.

Контекстуализм не привносит новых символов в пространство, но создает способ (инструмент) для выявления исторических и других скрытых символов, уже присутствующих в данном пространстве. Такая установка - не есть компромисс между желанием художников создавать новые символы и переизбытком символов в современном мире и искусстве. Если, например, архитектор-контекстуалист проектирует полностью зеркальное здание в центре старого города (чтобы не разрушать среды, вековой поэтики), то это не следует понимать как жест компромисса между амбициями индивидуальности и заданными условиями, но следует понимать как воплощение «экологического» мировоззрения этого автора. Если он бы мог, он бы хотел «материализовать» старое здание на этом месте, но он реально оценивает свои силы и не хочет возводить бутафорию, поэтому принимает ТВОРЧЕСКОЕ АВТОРСКОЕ решение.

Таким образом, становится понятным неоднозначное отношение культуры контекстуализма к культуре постмодернизма. Контекстуализм создает объекты или ситуацию, которые репрезентируют окружающие символы, но не создают новых символов. Постмодернизм из существующих символов создает новые символы, которые репрезентируют себя и уже на фоне себя - историю своего создания. Для постмодернизма целью становится объемы производства, для контекстуализма – экология производства, экология - во всех смыслах. Постмодернизм репрезентирует индивидуальность постмодерниста в обстоятельствах среды. Контекстуализм – обстоятельства среды, стремясь устранить индивидуальность контекстуалиста.

Цель контекстуалиста – «над-индивидуальность».

Контекстуализм не учит, не довлеет над своим зрителем. Ничему не возможно научить. Зритель всего достигает сам, сам совершенствуется. Контекстуализм сопровождает своего зрителя, развивается вместе с ним, даже как будто слегка не успевая. Контекстуализм – не картина, а паспарту картины. Картина же – зритель.

Контекстуализм не дает ответов, но и не ставит вопросов. Он меняет угол зрения. Он собирает (коллекционирует) точки обзора.

 

2. Контекстуальное декорирование архитектуры.

Любое пространство обосабливается (называет себя) своими границами. Как любой стиль архитектурного декорирования, Контекстуализм прежде всего работает с границами пространства. Но для Контекстуалистов границы пространства не только и не столько - архитектурные стены, в большей степени Контекстуальные границы определяются историей места, его географическим, политическим, культурным, экономическим или мифологическим контекстами.

 

I. Контекстуализм исторический.

Декорирование интерьера в строгом соответствии с географической, политической, культурной историей данного места и личной историей его владельцев (жильцов, посетителей). Не путать Контекстуализм исторический с Историзмом. Историзм – лишь одна из возможных, причем не самая оригинальная, форм воплощения Контекстуализма исторического.

Историзм художественного мышления имеет глубочайший смысл. Материальные памятники искусства не вечны, рано или поздно они разрушаются и исчезают навсегда. Но сохраняются в духовной памяти людей, поскольку исторический художественный опыт передается от поколения к поколению и находит свое выражение в каждом новом произведении искусства. И этот процесс бесконечен. Поэтому художественное произведение, не как материальный объект, а как предмет духовности человеческого существования, можно сравнить с деревом, имеющим мощные корни в прошлом и густую крону в будущем. Техническое исполнение — только его ствол.

Такая трактовка Историзма очень отвечает нашему экологическому мировоззрению… но в середине двадцатого столетия термин "историзм" стали использовать в другом, более узком смысле: для обозначения ретроспективного художественного мышления. Однако, ввиду эклектичности такого мышления, под историзмом именно в этом смысле следует понимать не стиль, как это иногда делают, а только определенный период, в рамках которого существовало множество неостилей.

Новые технические возможности, с одной стороны, приобщали к художественным стилям прошлого широкие круги потребителей, а с другой — наводнили рынок огромным количеством подделок. Последствием широкого распространения такого "историзма" стала тенденция подмены материалов: тонированный гипс вместо бронзы, позолоченная жесть вместо золота, папье-маше вместо резного дерева. Новая технология промышленного производства позволяла заказчику выбирать любой стиль и воспроизводить его в любом материале с любыми желаемыми изменениями и дополнениями. Это и породила главное следствие "историзма" — эклектику.

В области оформления жилого интерьера стало характерным превращение его из "архитектурного" в "вещный", подмена художественной организации архитектурного пространства простым наполнением предметами, как правило, различными по стилю: мебели, драпировок, светильников, цветов, скульптуры, фарфоровых фигурок, различных сувениров, "изящных мелочей". Причем это наполнение было почти всегда избыточным, чрезмерным, что, вероятно, должно было выражать идею благополучия, уюта, богатства. Особенно неприятное впечатление такие интерьеры производят по контрасту со строгим классическим стилем, господствовавшим в предыдущую эпоху.

Беда состояла в том, что исторические стили прошлого уже исчерпали внутренние возможности своего развития и были не способны более к "естественному" существованию. Опытные художники это понимали и старались эти стили "улучшить", применяя новую школу рисунка, проектирования и технологию обработки материалов, но форма оставалась старой. Формализм историзма и заключается в том, что новое содержание одевалось в старую форму. В методическом плане это выглядело как стилизация.

Такой линейный, не контекстуальный Историзм, конечно, нам не интересен, но бывают ситуации, когда историческая стилизация необходима. Применяя ее с легкой иронией, грустью, ностальгией и тонким ощущением игры, можно добиться положительного эстетического эффекта, когда же она становится грубой подделкой, обманом, то вызывает лишь раздражение у наиболее образованной и художественно воспитанной части общества.

Концепция Контекстуализма исторического в своем идеальном воплощении в архитектуре подразумевает скорее не Историзм (реставрацию того оформления, что было здесь раньше), а репрезентацию исторических мифов данного пространства и людей здесь обитающих.

 

Примеры практического воплощения Контекстуализма исторического:

- В этом доме зимой 2006 года был пожар, пожарные залили фасад пеной и водой, которая тут же заледенела причудливыми формами, таким образом, дав оригинальную идею «декорирования» экстерьера. Художник, который в последствии реконструировал этот фасад в «ледяном» стиле, воссоздавая, стилизуя сосульки и обледенелости, был несомненно, историческим контекстуалистом. Он не привнес никакого своего символа, только ОРИГИНАЛЬНЫЙ взгляд на уже бывшие здесь ЕСТЕТСВЕННЫЕ символы.

- При ремонте интерьера частной квартиры в старом фонде, снимая слои обоев, дизайнер обнаружил, что эти слои красноречиво рассказывают о сменившихся эпохах, вкусах, свидетелями которых были эти стены. Он принял ТВОРЧЕСКОЕ решение оформить интерьер, художественно открыв все эти слои, вплоть до кирпичной кладки. Стиль этого оформления – Контекстуализм исторический. Классика.

- В частном интерьере квартиры нового фонда, художник-контекстуалист заметил, что в данное время года солнце садится прямо напротив окон зала, в назначенный день и час хозяин квартиры и его семья собрались в зале и встали так, что их тени попадали на большую стену, требующую оформления. Художник легким силуэтом обрисовал эти тени. День и час – были временем рождения хозяина. Это и называется Контекстуализмом историческим, включая то, что ежегодно данное оформление дополнялось силуэтами новых сборов «всей семьи» в других колерах, репрезентируя само время (как растут дети, как тети Нюры больше с нами нет и т.д.)

 

II. Контекстуализм мифологический.

Стиль декоративного оформления, основанный на авторской мифологии, созданной художником для данного пространства, тесно вплетенной во все возможные контексты данного места и его обитателей. То есть Контекстуализм исторический - есть составная часть Контекстуализма мифологического, его основа.

Контекстуалист-мифолог выступает как бы в двух последовательных ролях: как литератор или философ, создающий авторскую мифологию на основе данных реальных фактов, а потом, как художник-контекстуалист разрабатывающий историю, частью которой уже стала его же авторская мифология, т.е. отчасти перестала быть его «авторской». Такая «отчужденность» - есть непременное условие удачного Контекстуализма мифологического.

 

Примеры практического воплощения Контекстуализма мифологического:

- Художник исполнил роспись частного интерьера на основе мотивов римских мозаик, декоративно сочетая образы и символы, не задумываясь об их значении в контексте данного интерьера и личной биографии заказчика, пользуя лишь форму, лишь стилистику. Заказчик потребовал объяснения символики уже законченной росписи. Художник собрал исторический материал, греческие и римские мифы, и на этой основе подготовил для заказчика доклад, в котором рассказал о символах своей росписи, применительно к личной биографии заказчика: роза – для благосостояния, голубь – благословление, лес вдали – здоровье детей и т.д. Доклад убедил заказчика. Художник же этот стал (поневоле) художником-контекстуализмом-мифологом.

- Художнику была заказано оформление замкнутого двора многоэтажного дома. Никакой исторической информации для данного места найти не удалось, поэтому было принято решение «создать» историю, мифы. На основе общей информации о городе, о районе, для данного двора был создан бестиарий, ряд мифологических животных, якобы обитавщих или некогда появлявшихся в этих местах. На основе этой мифологии было исполнено декорирование пространства. Жителям дома была сделана почтовая рассылка с мифологией их двора, после чего они перестали отвлеченно воспринимать свой двор и «зверюшек» изображенных на стенах их дома, а стали «знать» их и их историю, соответственно, знать и свою историю, соответственно, и гордиться ею и собою, здесь и сейчас. Стиль этого оформления – Контекстуализм мифологический. Классика.

- В оформлении кухни частной квартиры художники изобразили вид из окна, кусты сирени, райских птиц. То, что на эскизах выглядело привлекательным, в воплощении в материале стало пошлым и несомасштабным кухонной мебели и утвари. Художники предложили заказчику решение проблемы в стиле Контекстуализма мифологического. Частично закатать роспись общим цветом кухни и приложить к этому миф о том, что некий известный гениальный художник сделал здесь роспись, но по недосмотру прораба стройки, маляры начали закатывать валиками художественную работу, таким образом, сейчас оформление кухни – это все, что удалось спасти, вовремя появившемуся хозяину. У чисто формалистического декорейтинга появилась история, миф, даже – драма, соответственно, и жизнь.

- Открылось новое кафе. Хорошо отделанное чистое пространство, хромированные ручки, ровно покрашенные стены… и скука… Заказчик было против какого-либо украшательства. Художник предложил заказчику оригинальное решение проблемы в стиле Контекстуализма мифологического: кувалдой отколоть кусок стены косяка входного проема на уровне человеческого роста, рядом поместить разбитую свадебную туфлю, как музейный экспонат и повесить фотографию, на которой изображено как в интерьере данного кафе проходит свадьба – разбитные пляски гостей и кружащаяся невеста. К этой инсталляции прилагается миф о том, что в некая невеста в бешенном танце разнесла этот косяк своей ногой на невозможной высоте ударом невозможной силы. Вот это декор, вот это ирония, вот это миф, вот это Контекстуализм.

 

3. Заключение.

Цитата одного из теоретиков-основоположников рассматриваемого направления Стивена Коберна Пеппера: «Если исходить из обиходных понятий, чтобы указать на отправную точку контекстуализма, наиболее подходящим понятием будет, наверное, историческое событие» (Pepper 1942, p. 232).

Контекстуализм еще не сформирован, коллекция вариантов его возможных воплощений только начинает собираться. Мы, «33 ПЛЮС 1», надеемся, что, ознакомившись с теорией этого стиля, Вы будете содействовать его распространению и материализации, и мы вместе сделаем нашу жизнь интереснее и культурнее.

 

Ссылки на материалы по теме:

— Ек. Манучан "Мысли о КОНТЕКСТУАЛИЗМе" и Контекстуальные арт-проекты.
— Арт-сообщество "33+1", проект "Здесь был Вася" (2006), С.-Петербург, Литейный проспект
— Арт-сообщество "33+1", проект "Контекстуализм: проспект Литейный, как он есть" (2006), Международный фестиваль современного искусства "Арт-статус", Кемерово, улица Красная

 

© Декор-мастерская <33 плюс 1>, 2007 © Павел Шугуров, 2007

______________________________________________

Contextualism is a direction of contextual art which explores the interconnection between existing things, spaces, objects (all things which have some names) in the environment of such interconnections.

That means: Contextualism states that a canvas of an artist can exist only being in the interconnection with the biogrphy of the artist, with the museum where it is exhibited, with outdoor weather, with babushka-keeper sitting on a small chair in the corner, with a small stool itself, with politics & economics...

Contextualism doesn’t deny the object, it studies the object by means of the environment – it’s the method of contexualism. The method of contexualism asserts that nothing can exist without dependence on its context & moreover: the context forms an object or phenomenon.

That means: the method of Contextualism claims that the artist’s canvas doesn’t exist without artist’s biography,museum where it is exhibited, without the rain in the street, with babushka-keeper sitting on a small chair in the corner, without her squeaking chair, with politics & economics...

Contextualism doesn’t produce works-objects representing themselves, but only instruments-objects which help to represent this or that context, environment as a work of art. Contextualism sets a task to tell the spectator about the environment, to comprehend it as art,& art object is used as a point of reading of this environment. Contexualizm is a kind of spectacles which make us use only lateral/sidelong eyesight.

That means: an art object in the tradition of contextualizm represents like art the biography of its creator, rain in the street, with babushka-keeper sitting on a small chair in the corner, without her squeaking chair politics & economics, everything except itself. The most obvious example of contexual picture is a mirror. Or transparent glass. Or the light. Or photo-video shooting in real time.

The ideal of contextual art is considered to be a work (environment) which represents itself fully in its context: in past, present & future history; from the appearance to disappearance & further regenerations. The masterpiece of contextual art is considered a work which is close to the ideal.

Contextualism is always a dynamic process which is self-changing in constantly changing life conditions. Contextualism is a fragment in the eternal striving to become whole, to exhaust the fullness of whole.

That means: an art object in the tradition of contextualizm represents as art rain in the street today, snow yesterday, today - a babushka-keeper, tomorrow - a grand-father.
- - - - - - - - - - - - 07.01.2006 - - - - - - - - - - - -

Contextualism is not a compromise between artist’s desire to create new symbols & abundance of symbols in the modern art & world.
For example, an architect-contextualist is designing a fully plate-glass/smooth building in the center of an old city (so that not to destroy the environment, ancient poetics) not as a compromise between ambitions of individuality & the given conditions but as embodiment of its ecological world-outlook philosophy. If he could, he would like to materialize an old building in this very place, but he estimates his capacity practically & doesn’t want to make up properties, that’s why.
He makes up a creative decision. If he could find a method to materialize an old building, it would be a masterpiece of Contextualism.
So it becomes quite clear this unsettled attitude of contextualizm culture to the culture of postmodernism. Contextualism creates objects or a situation which represents existing symbols but don’t produce new symbols. Postmodernism creates from existing symbols new ones which represent themselves & at their background the history of their creation. For postmodernism the aim is size of production, for contextualism it’s ecology of production, ecology in all meanings.
Postmodernism represents an individuality of a postmodernist in environmental circumstances. Contextualism shows environmental circumstances at the same time trying to remove an individuality of contextualist.

The aim of contextualist is «overindividuality».

The physicist Capra gives an example of a bicycle to explain the essence of ecological outlook:
We cab see in a bicycle a functional whole & understand interconnection of its parts (holistic approach). The ecological point of view also includes this approach, however it adds an idea how the bicycle is correlated with the environmental & sociable sphere – where does the material it is made of come from, how is it made, how its usage influences the environment & the society where it is being used & so on. This difference between “holistic” & “ecological” become even more obvious when we start speaking about living systems for which the bounds with environment are extensively important, - states Capra.
Contexualism is one of methods of embodiment of ecological approach in art.
- - - - - - - - - - - - - - 07.01.2006 12:53:19- - - - - - - - - - - - - - - -

Contextualism is not a symbol, but a principle. It’s just the same principle like contextualism, & like postmodernism. Contextualism doesn’t work with a thing but it deals with the environment of this thing in the art diminution. That’s why one of prior spheres of contextualism will be art- get-together. Art- get-together (statesmen, critics, institutions, galleries, market) – as a material for the art, compiling situations both inside the get-together & outside, artistically merging influential zones on multy-coloured palette of a modern society divided into clans.
- - - - - - - - - - - - - - - - - 10.01.2006 19:20:02- - - - - - - - - - - - - - - - -

Contextualism doesn’t teach & doesn’t dominate over the spectator. It’s impossible to teach somebody to do something. The spectator gets everything by himself, improves himself. Any pressure the direction of which coincide or not & then will go other way from the vector’s direction chosen by a man, willl cause negative response reaction. The teacher hwo stops mental development together with his pupil sooner or later will become a "jailer”.
Contextualism escorts his spectator, develoing together with him, even as if it can’t keep up with him.
- - - - - - - - - - - 10.01.2006 20:42:27 - - - - - - - - - - -

Illusion is a term of virtual reality. Reality is a kind of illusion which is being taken as a starting-point.
A point is reality. A look from a point is reality. A look at the point is illusion: the sum of all possible contexts.
- - - - - - - - - - - - - - 3/03/2006 21:11:17- - - - - - - - - - - - - -

Contextualism doesn’t give anu answers but at the same time doesn’t put any questions.
It just change visual angle. It collects points of seeing.
- - - - - - - - - - - - - - 04/03/2006 14:02:20- - - - - - - - - - - - -

Contextualism invents a principle but not a symbol.
Methods of contextualism are reforming, readjusting, estrangement, reintegration, recooperation, reconsolidation, effect of non-perfect action.
- - - - - - - - - - - - - - 04/03/2006 14:20:21 - - - - - - - - - - - - -

Space is determined by borders – “in front of space”.
Space is determined by an element – “from space”.

Every picture, any objrct – is “from space”. Such space is limited by the capacities of organs of sense or by the might of knowledge.
- - - - - - - - - - - - - - 17.10.2005 11:39:18 - - - - - - - - - - - - - -

Installation deals with space – it’s an artistic architecture without utilitarian function.
Performance works with people space –architecture of communication.
- - - - - - - - - - - - - - 10/04/2005 - - - - - - - - - - - - - -

Energy is gathered by creativity (by self-creation). The representation of this process is spending of energy. A question is raised about keeping the gathered energy & moderation in its expenditure. To be a background. Non-doing without loosing concentration. To think not by a thing but by context.
- - - - - - - - - - - - - - 8/06/2005 - - - - - - - - - - - - - -

Any art, for example, performance – is at the same time art-event & social event. Understanding it this way, we should regard art the same. For example, the explosion in America September,11 we can regard as a social event or a performance. But art-aspect of this explosion is dramatically inferior to a social aspect, that’s why it’s non-art.
In this way we can sense the border between art & non-art, estimating any event by context.
Any art we can consider as an event of art-sallon & as space cognition.
To sense the border of these concepts, we should ask themselves the folloing question: What impresses me about this thing?, then we shoul subdivide this question into 2 questions: What can I see? & What am I cognizing?
- - - - - - - - - - - - - - 21:13:37 - - - - - - - - - - - - - -

Absolutely historical space.
I’d like to create such an exhibition space the walls or borders of which separating it from the outdoor space would be absolutely historical energetically, psychologically & materially.
How can we be sure in the high quality of an experiment, if the space where it is carried out is not cognized by us (not ideal). Probably, in such space the experiment ( relying on its technological purity) can come out as anti-experiment.
The philosophy of this thesis comes from the idea that nothing can be created by destruction as it’s a vicious circle, if only we haven’t realized destruction as creation, but for this firstly it’s necessary to get to know destruction( to become aware of it).
Giving pain you are not able to give joy. Such joy will turn out as intensified sorrow.
For example, can we consider a wonderful Isaac Cathedral to be so beautiful, knowing it was raised on the bones of its’ builders? Is this a creation, if we consider creation to be a work, when behind its facade there are destroyed peoples’ lives?
For example, can some text be regarded as making good if there is profit & violence, or only one word – “dirt” or “evil”, which bring negative associations. The conclusion at the end of such text is not important, what is important is the text-body, its structure. Even if there is only one word “dirt” - it’s already a dirty text ( & the very paragraph of our essay is spoilt).
If we strive for creation ( absolute of being & self-creation), for cognition, so our work should take into consideration new nuances: not only the sense of our action but also its structure & especially the contest.
If to illustrate the idea of absolute creation by art, I’d like to make absolute exhibition space , so to create context, the experimental space. To form space means to create its borders. From what? What possesses positively crystal history? It’s clear that existing materials are not good for that, as we cannot follow their history. Where is the and in the cement of our house from? Where is steal from for iron covering the roof of our house? It’s obvious that the borders of our space we have to generate from “nothing”. Probably grow plants... But even if we leave the soil & the roots out of the experiment, then how can we control the history of substances, water, light, which the plants absorbed, & from which plant-borders were built. We can’t let all these facts out of the experiment, as it would be improvident formalism, destroying the sense of this experiment. It’s just the same if we say that the history of a ceramic cup doesn’t have any relation to the history of clay from which it was created, & that there was purification by fire. According to our conception, the fire will be one of the spheres og cup-searching; what kind of fire was it?
- - - - - - - - - - - - - - 16.06.2005 9:38:38 - - - - - - - - - - - - - -

The use of this material is possible with active link to our site ONLY!
© Decor-workshop <33 plus 1>, 2007 © Shugurov Pavel, 2007

 

 

______________________________________________

© Официальный сайт компании ООО "33 плюс 1".
Любое использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения администрации "33 плюс 1".

 

 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт