Главная \ Статьи о монументальном искусстве \ Павел Шугуров "Новаторы художественного благоустройства"
_____________________________________________________________________________________

 

Новаторы художественного благоустройства

Петроградский район стал новатором в деле оформления брандмауэров в Петербурге. Брандмауэр, в простонародье «глухой фасад» - это термин, которым обозначают противопожарную стену между плотно стоящими к друг другу зданиями. Такие стены не должны быть открытыми по определению. Если такая стена открыта, это значит, что на месте перед ней находился или планировался другой дом. Ни один архитектор специально открытые брандмауэры не проектирует, по крайней мере, так было до появления блочных типовых многоэтажек (торцы хрущевок, домов-кораблей). Если мы видим «глухую» стену дома, значит, здесь существует проблема цельности архитектурной среды.

Петербург изобилует открытыми брандмауэрами, более того, со временем это даже стало некоторой эстетической составляющей образа города, как и дворы-колодцы. Столько в них щемящей сердце тоски… словно живые иллюстрации к романам Достоевского… Существуют так же знаковые брандмаэры, вдохновившие М. Добужинского и А. Остроумову-Лебедеву на создание прекрасных, поэтически-унылых, истинно-петербуржских пейзажей.

Но, если для образа города «глухие» фасады – это важная составляющая, то для жителей, проживающих «здесь и сейчас» - это проблема такая же, как и дворы-колодцы. Существует медицинское обоснование «вредности» таких мест для психики. Молодая наука Видеоэкология, занимающаяся изучением влияния плоских архитектурных плоскостей, утверждает, что постоянное наблюдение таких стен (в их терминологии – гомогенных), на которых глазу не за что «зацепиться» ведет к переутомлению и психологическому расстройству.

На Петроградской стороне открытых брандмауэров больше, чем в других районах города. Возможно по этому, возможно в продолжение традиций модерна (стиля, который активно выносил живопись на фасад, и лучшие памятники которого находятся на Петроградке) Администрация этого района стала первой из городских ведомств, кто задумался над существующей проблемой и не побоялся творчески ее решить. Основное внимание было направлено на социальную функциональность декора для создания необходимой атмосферы места.

Например, декоративное оформление «Музыка дождя» во дворе на пересечении Б. Пушкарской и Большого проспекта. Это панно из металла рассчитано на местное сообщество, воспитанное на пластике модерна, умеющее ее ценить.

Или другой пример: оформление брандмауэра, посвященное женщинам-блокадницам, бойцам МПВО на Кронверкской улице дом 16, рассчитанное на постоянно меняющихся прохожих и проезжающие автомобили. Простая, ясная композиция пятен, как «каменный плакат» - важное напоминание о «вечном» в повседневной уличной суете.

«Журавлиный луг» на Бармалеева 21, декорирующий «глухую» стену детского садика – для воспитания чувства прекрасного у малышей, постоянных созерцателей данной композиции.

Хотелось бы остановиться подробнее на последнем проекте этого направления: росписи трех брандмауэров на Введенской улице дом 9. Эта работа осуществлялась в контексте борьбы городских ведомств с граффити (хулиганскими рисунками на стенах), уродующими лицо города. В решении данной проблемы применяется метод «кнута и пряника»: с одной стороны ужесточаются меры наказания за несанкционированные художества, с другой – выделяются места, где рисовать на стенах официально разрешено всем. Места для тренировки граффити определились несложно – это спортивные площадки «модных» видов спорта, таких как катание на досках и роликах. Стены вокруг таких мест уже покрыты граффити в несколько слоев.

Администрация района обратилась за художественной помощью к специалистам Мастерской монументального искусства «33 плюс 1». Задача была поставлена следующим образом: найти способ гармоничного сочетания граффити и классического фасада, чтобы граффити, появившиеся после благоустройства, органично вписывались в заданную гармонию. Задача не из легких! Однако именно в таких жестких условия и рождаются истинные шедевры «общественного» искусства.

Художники монументалисты предложили объединить все существующие граффити в некое цветное месиво. На уровне четырех метров (так высоко, куда обычные уличные художники, работающие без спец. оборудования, не в состоянии дотянуться) превратить это месиво в волны реки, выше – успокоить эту стихию линейно нарисованной набережной и береговой линией узнаваемых питерских фасадов, а еще выше – изобразить скейтеров, которые подпрыгнули, разогнавшись на волнах. Скейтеры – как небольшие цветные части должны были формально гармонировать с яркой рекой внизу, читаться как ее осколки. Так же художниками было предложено изобразить не некие отвлеченные образы спортсменов, а нарисовать ребят, которые постоянно катаются на данной площадке. Так, чтобы у данного места появилась своя мифология, своя «живая» история.

Весь этот проект – был экспериментом. Все предполагали результат, но никто не мог его предсказать точно. Воплощение проекта подтвердило прогнозы: брандмауэры обрели завершенный вид; граффити перестали «уродовать» стены, став частью композиции; участники местного сообщества получили причину гордиться своим кварталом.

© Павел Шугуров, 2008
Директор Мастерской монументального искусства «33 плюс 1»

 

 

______________________________________________

© Официальный сайт компании ООО "33 плюс 1".
Любое использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения администрации "33 плюс 1".

 

 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт