> Статьи о монументально-декоративном искусстве \ Н. С. Яковлева "Искусствоведческая компетентность художника: специфика и актуальность творческой позиции Джорджо Вазари"
 
Главная \ Статьи о монументальном искусстве \ Н. С. Яковлева "Искусствоведческая компетентность художника: специфика и актуальность творческой позиции Джорджо Вазари"
_____________________________________________________________________________________
 

 

Искусствоведческая компетентность художника: специфика и актуальность творческой позиции Джорджо Вазари

В Италии середины XVI века изобразительное искусство воспринималось как обновленная практика, связанная с новаторством, как в содержании, так и технологиях. Изменялась система социального бытования художников, все больше появлялось придворных мастеров, совершенствовалась, вместе с тем, и система художественного образования. Как следствие, происходили изменения в языке описания и анализа изобразительного искусства, в понятийном аппарате и методологии его теоретического осмысления.

В конце XX – начале XXI века изобразительное искусство находится в состоянии очень схожего переходного периода. Стремительно изменяются технологии, появляются новые темы, происходят изменения в социальном статусе художника и его общественной роли.

Проведение параллелей между двумя этими эпохами поможет лучше понять особенности развития изобразительного искусства и специфику его теоретического осмысления. Опыт анализа творческой позиции Джорджо Вазари может быть особенно интересен в связи с осмыслением современного художественного творчества и качеств, необходимых художнику для работы.

Джорджо Вазари был не только знаменитым историком и теоретиком изобразительного искусства, но и очень успешным художником. Свой успех сам Вазари в своем Жизнеописании объясняет несколькими причинами: во-первых, необыкновенной любовью к искусству; во-вторых, любовью к учебе и знаниям; в-третьих, стремлением к высочайшему качеству работы, и, в-четвертых, жаждой славы.

Дж. Вазари всегда полагал, что именно знания и трудолюбие приведут его к успеху, а вместе с ним и всех художников. Обратившись к истории искусств, Вазари нашел для себя и для других мастеров убедительные доводы и яркие примеры, подтверждающие его правоту. Ключевые сюжеты, раскрывающие его точку зрения на особенности искусства и качества, необходимые художнику, Дж. Вазари изобразил в парадном зале своего дома в Ареццо. Эти фрески были созданы в 1548 году, в разгар работы мастера над «Жизнеописаниями наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих Италии», первое издание которых вышло в свет в 1550 году.

В круговом обзоре зала выделяются пять сцен.

Первая фреска посвящена состязанию Зевксиса и Парассия. Как рассказывает Плиний, Зевксис написал виноград так удачно, «что на сцену стали прилетать птицы», и «возгордившись судом птиц», попросил Паррасия убрать со своей картины полотно и показать ее наконец. Но, узнав, что полотно и есть произведение соперника, «уступил пальму первенства, искренне стыдясь, оттого что сам он ввел в заблуждение птиц, а Паррасий – его, художника». Эта история аллегорически изображает стремление человека сравняться с природой в мастерстве и создавать произведения, неотличимые от природных.

Вторая фреска посвящена изображению работы Зевксиса над картиной о Венере, когда он пригласил нескольких девушек, чтобы зарисовать лучшее, что есть во внешности каждой из них и составить из этих элементов идеальный образ богини красоты. Рассказывая этот сюжет, Плиний отмечает «тщательность» Зевксиса, то есть подготовку художника к созданию будущего произведения, размышление о том, как сделать его лучше. Подражая природе, следует не только воспроизводить ее видимые качества, форму, цвет, фактуру, но и как пишет Вазари перед второй частью «Жизнеописаний», стремиться к «богатству замысла», к «тщательной продуманности» поставленной перед собой задачи. Во вступлении к третьей части «Жизнеописаний» Вазари говорит о том, что хорошая манера достигается «привычкой к частому изображению самых красивых вещей и самых красивых сочетаний рук, голов, туловищ или ног и к умению сделать фигуру, состоящую из возможно большего количества этих красот». Так, этот сюжет о Зевксисе показывает процесс совершенствования манеры художника, благодаря уму и тщательности.

Третью историю Вазари посвятил Тиманту, который работает над сюжетом об Ифигении. Античный художник прославился своей изобретательностью, ведь, как пишет Плиний, он, написав скорбящими всех родственников Ифигении и «исчерпав все возможности выражения горести», скрыл лицо отца под покрывалом. Историк замечает далее, что только в произведениях Тиманта можно было «понять всегда больше того, что написано».

Четвертая фреска рассказывает историю о Протогене. Работая над картиной, на которой были изображены охотник и собака, античный художник никак не мог написать пену у рта запыхавшейся собаки так, чтобы казалось, что она не красками создана, а и правда выступает из пасти. Плиний пишет: «придя, наконец, в ярость оттого, что искусство продолжало ощущаться, он швырнул в ненавистное место картины губкой – она наложила обратно стертые краски именно так, как к тому были направлены его усилия, и счастливый случай воссоздал на картине природу». Не техническое мастерство живописца, а божественное провидение помогают художнику сравняться с природой.
На пятой фреске Вазари рассказывает сюжет о том, как Александр Македонский подарил Апеллесу свою возлюбленную Кампаспу, увидев по ее портрету, как она понравилась художнику. Плиний, описывая эту историю, восхищается великодушием Александра, так как тот «победил самого себя, и подарил художнику не просто свою наложницу, а любимую женщину». Выбирая эту сцену, Вазари хотел показать, что под влиянием божественной красоты искусства человек может побороть свои чувства и земные соблазны. Как написал Плиний, Александр здесь велик «властью над собой», но, как убежден Вазари, именно благодаря соприкосновению с талантом Апеллеса.
Обращаясь к истории искусства античности Вазари выделяет пять сюжетов, раскрывающих основные элементы изобразительного искусства и принципы творческой работы.

Во-первых, искусство связано с природой, а, следовательно, художнику необходимо подражать природным формам, цветам, линиям.
Во-вторых, в природе не все идеально, а искусство должно стремиться к идеальной красоте и гармонии. Художник должен проявить рассудительность, тщательно продумать произведение, составить идеальный образ из элементов, почерпнутых в природе. Художник должен сочетать знание о красоте, стремление к идеалу и трудолюбие.

В-третьих, Вазари отмечает, что техническое мастерство художника ограничено теми средствами и материалами, которыми он работает. Но мастер может, проявив изобретательность и выдумку, изобразить больше того, что написано на картине, уравновесить техническую ограниченность безграничностью фантазии и замысла.
В-четвертых, совершенство в изобразительном искусстве – божий дар, и мастер не имеет права хоронить свой талант под спудом лени. Только трудолюбивым и настойчивым художникам помогает случай и бог.

В-пятых, искусство возвышает души людей и изменяет их к лучшему. Достигая совершенства в своем творчестве, художник может оказывать влияние на людей, облагораживать и совершенствовать их, но ему это никогда не удастся, если сам он не будет достойным уважения, добродетельным и благородным.

Согласно Дж. Вазари, художник должен знать историю искусств, чтобы лучше понимать само искусство, основания своей профессии и те ориентиры, к которым надо стремиться. Для Вазари история ценна своей направленностью в будущее. Она, прежде всего, примеры того как поступать, чему подражать, чего избегать, какие качества развивать, как работать, как общаться с заказчиками и коллегами. Обращаясь к античным авторам и их переводчикам гуманистам, Вазари выделяет основную задачу истории – служить «зеркалом человеческой жизни». Но истрия не буквально отражает жизнь или пересказывает, что случилось с тем или иным государем, а служит «для того, чтобы предупреждать суждения людей, их намерения, решения и поступки, которые в свою очередь могут явиться причиной счастливых или несчастных событий». Джорджо Вазари замечает в предисловии к своему сочинению, что «плоды немалые принесет история, поистине руководящая и управляющая нашими действиями».

Именно причины и особенности развития каждого мастера, черты его характера и темперамента, повлиявшие на творчество, для Вазари важно представить как наставление молодым художникам, начинающим свою карьеру. Как можно использовать «уроки фортуны» и «дары природы» данные мастеру, как усовершенствовать свою манеру и заслужить славу, как держать себя с коллегами и заказчиками. Пояснить все эти моменты лучше всего можно было именно на примере историй художников прошлого, рассказывая об их судьбе и творчестве. Ведь, как заметил Лоренцо Валла, «человек по натуре высокомерен и горд, ибо хоть и не считает достойным выслушивать «голое» назидание пусть даже от более мудрого человека, но внемлет неявному поучению, деликатно поданному в форме примеров. Именно такое, можно сказать, художественное описание человеческих характеров и надежду вселяет в душу, и побуждает к соревнованию». Обращаясь к истории, предполагающей урок прошлого в назидание настоящему и будущему, Вазари решает проблему обучения художников не только азам мастерства, но и умению проявить себя в реалиях новой придворной культуры, в системе неремесленных отношений, в условиях изменившегося мировосприятия зрителей.

Из всех качеств, необходимых художнику Вазари выделяет два: во-первых, интеллект, то есть все то, что связано с работой ума – идея, замысел, выдумка, композиция и украшение; во-вторых, трудолюбие, то есть такие качества, как терпение и усердие, благодаря которым даже не самый одаренный художник может воплотить задуманное. В росписях собственного дома Вазари в Ареццо важнейшее место занимают аллегории благоразумия и изобретательности, а также труда и терпения. Эти качества мастеров, выделенные Вазари, закрепляются в теории изобразительного искусства второй половины XVI века, выявляя его двойственную природу, состоящую из интеллектуальной и технической работы. Для их репрезентации тут же находят (или придумывают) множество примеров из истории.

Например, в графической серии Федерико Цуккаро, посвященной им истории своего старшего брата Таддео, главное место занимают сюжеты, раскрывающие интеллект и трудолюбие художника. Среди тем, представленных автором, можно выделить такие: «Афина указывает Таддео путь в Рим», «Трудности и Терпение встречают Таддео у ворот Рима», «Таддео рисует по ночам при лунном свете», «Таддео возвращается в Рим в сопровождении Рисунка, Ума и трех граций», «Аллегории обучения и интеллекта фланкируют герб рода Цуккари».

Ставя интеллект и изобретательность художника на первый план, Вазари при создании «Жизнеописаний» главное место уделяет именно описанию лучших сюжетов, замыслов, самых удачных воплощений идей, интересных находок и композиций. На втором месте в тексте Вазари примеры преодоления трудностей и безоговорочное порицание лени.

Интересно отметить, что как коллекционер Дж. Вазари интересовался, прежде всего, рисунками. Ведь рисунок для него – это «видимое выражение и разъяснение понятия, которое имеется в душе, которое человек вообразил в своем уме и которое создалось в идее». То есть, рисунок – это идея, композиционный замысел, ракурс, закрепленные мастером в материале. Так, коллекция Вазари – прежде всего – коллекция идей и основа для интеллектуальной и творческой работы самого коллекционера.

Обращаясь к мастерам прошлого, художник может сравнивать их произведения и композиции, выбирая лучшее у каждого предшественника, добиваться еще большего совершенства в своем творчестве. Этим принципом Дж. Вазари руководствовался, выстраивая свою историю развития изобразительного искусства, о чем он упоминает в Жизнеописании Андреа Тафи. Этот же принцип он считает и одним из основных творческих методов, позволяющих мастеру добиваться совершенства. Художник должен очень много рисовать с античных памятников и с работ своих предшественников, но не для того чтобы их буквально копировать, а для того чтобы развивать воображение, тренировать свое композиционное мышление и совершенствовать изобразительное искусство. Рисуя с других, мастер, прежде всего, должен думать о том, как можно использовать тот или иной удачный ракурс или деталь, или сочетание фигур в своем замысле, в своей композиции.

В качестве примера можно рассмотреть работы самого Джорджо Вазари. В Лувре хранится рисунок, сделанный Вазари с композиции «Сон Иакова» из ватиканских лоджий, предположительно в 1538 году. В 1539 – 1540 годах Вазари создает образы для Камальдольского монастыря. Рассматривая композицию «Снятия с креста» из церкви св. Доната и св. Иллариона этой обители, можно заметить, что ракурс фигуры Марии буквально взят от спящей фигуры Иакова на рисунке. Воспользовавшись собственной зарисовкой с ватиканских фресок, Вазари достаточно удачно подобрал позу для Марии в своей композиции. Можно даже отметить, что изображенное положение фигуры больше соответствует экстатичному выражению горя, упавшей без сил Марии, чем спящему человеку, даже если ему снится столь необычный сон.

Таким образом, совершенствовать техническое мастерство и одновременно увеличивать свои знания и развивать воображение и изобретательность, лучше всего, по мнению Вазари, при помощи обращения к произведениям предшественников и к истории искусства.

В 1561 году, спустя тринадцать лет после росписи дома в Ареццо и очень плодотворной деятельности на службе у флорентийского герцога и спустя одиннадцать лет после первой публикации «Жизнеописаний», нашедшей много откликов у современников, Джорджо Вазари расписывает парадный зал своего флорентийского дома. Из всех сюжетов аретинской росписи, во Флорентийском доме Вазари изобразит только историю Зевксиса, создающего образ богини. Но именно этот сюжет наиболее ярко и убедительно отражает идею сочетания интеллектуальной и технической составляющих творчества, необходимость художнику знаний, трудолюбия, стремления к идеалу и высочайшему качеству работы, то есть, тех качеств, благодаря которым, как считал Вазари, он сам добился успеха. В этом сюжете также раскрывается тот метод работы, когда произведение создается из лучших элементов, лучших деталей, подсмотренных у природы или предшественников, который Вазари считал наиболее верным и эффективным.

Рассматривая основные принципы творчества Дж. Вазари, следует отметить их актуальность для современной ситуации в изобразительном искусстве. Эпоху Вазари можно было бы условно назвать «постмодернизмом XVI века», благодаря ее особенному месту «после» «авангардного» Возрождения, в период осмысления этого «авангарда» и поисков его продолжения или преодоления. Идеи Дж. Вазари и его принципы приобретают, таким образом, новое звучание в эпоху постмодернизма ХХ века. Мастер XVI столетия советует продуманно и грамотно цитировать все лучшее, что было в революционном искусстве Возрождения. Он также отмечает, что концепция и замысел не менее важны, чем высокое качество исполнения. Художник, прежде всего, создатель идей, композиций, рисунков, а только после этого мастер. Кроме того, Вазари понимает, что, работая при дворе, для образованного, интеллектуального заказчика, художник может доставить истинное наслаждение от своего произведения только при помощи скрытой или явной цитаты, обращения к литературным или историческим текстам, включения в произведение актуальных знаний и модных веяний. Легко найти много сходств между этими принципами Вазари и веяниями в искусстве конца XX – начала XXI века – эпохи концептуализма, времени переживания модернизма и поиска большого стиля. Можно сказать, что искусствоведческая компетентность художника актуализирована самой художественной ситуацией постреволюционной или постмодернистской поры, как в XVI веке, так и в наше время. Знание истории искусства, которое Джорджо Вазари считал важнейшим элементом в образовании художника, позволяющим ему понять сущность искусства и пути его развития, может стать нитью Ариадны и в современном творчестве.

Н. С. Яковлева

 

_____________________________________________________________________________________
Главная \ Статьи о монументальном искусстве \ Н. С. Яковлева "Искусствоведческая компетентность художника: специфика и актуальность творческой позиции Джорджо Вазари"

 

______________________________________________

© Официальный сайт компании ООО "33 плюс 1".
Любое использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения администрации "33 плюс 1".

 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт