> Статьи о монументально-декоративном искусстве \ Павел Шугуров "Открытое письмо участникам встречи в Нижегородском ГСЦИ по поводу создания интернет-портала, посвященного искусству в общественном пространстве"
 
Главная \ Статьи о монументальном искусстве \ Павел Шугуров "Открытое письмо участникам встречи в Нижегородском ГСЦИ по поводу создания интернет-портала, посвященного искусству в общественном пространстве"
_____________________________________________________________________________________
 

 

Открытое письмо участникам встречи в Нижегородском ГСЦИ по поводу создания интернет-портала, посвященного искусству в общественном пространстве.

Уважаемые коллеги!

Теперь в «холодной», неэмоциональной форме открытого письма пробую обратиться к вам все с тем же предложением - поговорить об идеологии нашего проекта: портала, посвященного российскому искусству в общественном пространстве.

Когда мы только начали говорить с Анной Марковной о данном проекте, я был очень вдохновлен идей создания открытой дискуссионной площадки, которой с равной доступностью и равными правами могли бы пользоваться совершенно разные деятели этого рода искусств. Как актуальные художники, так и бомберы граффити; как настороженно относящиеся к новым экспериментам, но, тем не менее, обладающие бесценным опытом члены монументальных секций союзов художников, так и коммерчески ориентированные художники-декораторы; как чиновники, так и рядовые жители, которым не чуждо визуальное качество окружающей их среды, и которые, отметим, ведут огромную «партизанскую» борьбу за ее улучшение, как могут (раскрашивая свои убогие подъезды, высаживая цветы, а иногда даже создавая заслуживающие внимания искусствоведов дворовые инсталляции).

Наш портал (общественно ориентированный и открытый) представлялся мне аналогом городского общественного пространства – демократической площадкой для обмена мнениями, для диалога . Конечно, демократия – не значит анархия, и редактирование высказываний и представленных проектов необходимо, тем более что, через умелое редактирование можно этап за этапом существенно повышать художественный и научный уровень контента. Редактирование материала виделось мне двумя способа: 1) «Сверху»: через экспертный совет уважаемых, опытных, готовых к открытому диалогу профессионалов , представляющих различные направления и позиции паблик арта и 2) «снизу»: через открытое голосование и отзывы посетителей портала.

На данном, «зародышевом» этапе работы над порталом (да и «общественного» искусства в России) нам следовало бы выбрать самый низкий порог ценза проектов и попытаться принять всё, кроме откровенной и очевидной пошлятины. Первый этап, я бы предложил, понимать как создание хаотичного «варева» всевозможных предложений. Это не отменяет внедрения уже на первом этапе структуры сайта, расфасовывающей контент по однозначно понятным и «не нами придуманным» позициям, таким как – «уличное искусство», или «акционизм», или «инсталляция», или «памятник», или «стенопись», или «граффити».

Вторым этапом постепенно с помощью двух заявленных выше рычагов управления (эксперты и публика) этот хаос организуется в систему, иерархию. В ходе этого процесса у нас уточнится и структура, и критерии оценки, и, кроме того, есть надежда, что обозначится некая особенность - национальная черта проектов , которая станет «товарным» свойством российского public art . Конечно, чтобы это произошло, на портал с первого дня должны быть приглашены иностранные эксперты и опубликованы лучшие зарубежные проекты, как можно более широкой географии.

Однако, после нашего семинара и моих частных переговоров с некоторыми участниками, стало очевидно, что миссия проекта другая. Я понял, что мы не создаем демократическое поле для равноправного высказывания по поводу «общественного» искусства, а создаем очередной закрытый «клуб», некую «партию», которая будет отстаивать один и множества жанров паблик арта. Причем, в отличие от, например, Союза художников, у данного «клуба» очень размыты границы и критерии оценки, слабый манифест, и огромные шансы превратиться в тусовку «своих», где главный критерий оценки произведения – это то, насколько все хорошо знают его автора.

Симптомы к тому следующие (из того немного, что нам удалось обсудить на нашем собрании, на мой взгляд прошедшем далеко не самым прагматическим образом, из-за плохой модерации):

•  Педалирование понятия «паблик арт» в отличие от безусловно более понятного и политкорректного «искусства в общественных пространствах». Ведь очевидно, что «паблик арт» вызовет отторжение у тех, кто профессионально работает в общественном пространстве в традиции советской школы, и не вызовет однозначного понимания у тех, кто самостоятельно, интуитивно осваивает данные пространства, не как профессионал.

•  Игнорирование монументального (монументально-декоративного) направления российского паблик арта, которое остается главным и массовым (среди только зарождающихся) жанров этого рода искусств. Оно имеет выстроенную научную теорию, богатую традицию Советского периода и современных последователей. Хотя и однозначно нуждается в переосмыслении (что, кстати, активно происходит).

К сожалению, все это не удалось обсудить на семинаре. Однако, вектор, заявленный и поддерживаемый большинством участников, обозначился. Мне очень жать, что работа пошла в другом, чем я предполагал и описал выше, направлении. Мне чертовски было приятно находится в вашей компании - настоящих деятелей, легендарных профессионалов, но для меня стало очевидным, что я смогу участвовать в данном «клубе» очень ограниченно: как художник-экспериментатор и исследователь всех движений «общественного» искусства, но не как идеолог или эксперт.

Шугуров 33+1 Павел

PS / Позволю себе лирическое отступление. Здесь несколько фотографий того, что мне удалось увидеть в Нижнем в эти три дня (всего три дня !) Этими фотками я еще раз хочу обострить то противоречие, которое существует между нашей работой и реальной жизнью.

В гостеприимном офисе НН ГСЦИ было не раз сказано, что в Нижнем нет современных художников и, тем более, паблик арт проектов, кроме поддержанных ГСЦИ. Это не так! В Нижнем кипит искусство, но оно слабое, оно нуждается в нашей поддержке! В Вашей поддержке!

Открытый для всех дом-инсталляция дяди Леши (Нижегородского БУ Кашкина, еще живого!!)

Заказные граффити

Декоративная живопись в архитектуре

Фрик-акция на Б. Покровке

Частная инициатива молодых художников по облагораживанию своих парадных

Окраска новостроек (между абстракцией и пейзажем)

Рисунки на фасадах (московский конкурс «Красота. Города»).

Милые решеточки на окнах хрущевок, инициатива жителей

Нижегородский Банкси, рисующий кошек по всему НН

На мой взгляд, это все – Искусство в общественном пространстве!! Вот что нам стоило бы отслеживать, поддерживать и развивать!!

© Павел Шугуров, 2009
Директор Мастерской монументального искусства «33 плюс 1»

 

_____________________________________________________________________________________
Главная \ Статьи о монументальном искусстве \ Павел Шугуров "Открытое письмо участникам встречи в Нижегородском ГСЦИ по поводу создания интернет-портала, посвященного искусству в общественном пространстве"

 

______________________________________________

© Официальный сайт компании ООО "33 плюс 1".
Любое использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения администрации "33 плюс 1".

 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт