Душа города
П. Шугуров
Николай Павлович Анцыферов в книге «Душа Петербурга» дает несколько рекомендаций, как понять «дух города», найти его харизму, основную идею, мотор его развития. Он приводит аналогию: судьба города – судьба человека. И, действительно, пытаться прогнозировать судьбу человека можно только поняв его мировоззрение, культуру, цели, то без чего человек превращается в существо. Без понимания, или хотя бы ощущения города невозможно последовательное его развитие, невозможно сообщество горожан. Не поняв или потеряв «дух города», мы превращаемся в некое количество людей с разными интересами, не созидающих общее пространство, а постоянно «перетягивающих одеяло». Надо ли говорить, что это путь вечных конфликтов и разочарований. Общая идея задает общность, поэтому она так важна.
Анцыферов предлагает раскрыть душу своего города:
1). через природу , «которая кладет на него свой отпечаток»;
2). через историю , которая позволяет «получить представление о его зарождении, развитии, полном моментами преуспевания, упадка и возрождения, словом, проследить судьбы его борьбы за историческое бытие»;
3). через его панораму – «нужно охватить одним взглядом весь его облик в природной раме окрестностей», потому что « пристальный — анализирующий и синтезирующий — взгляд с птичьего полета дает самое главное: город ощущается как «нечеловеческое существо», с которым устанавливается поверхностное знакомство, и, может быть, даже здесь полагается начало усвоению его индивидуальности, конечно, в самых общих чертах»;
4). через пристальное всматривание , посредством чего «мы выделяем в нем наиболее существенные черты, определяющие его характер», при чем «хорошо, однако, приобщить к видимому городу незримый мир былого. Прошлое, просвечивая сквозь настоящее, углубляет наше восприятие, делает его более острым и чутким, и нашему духовному взору раскрываются новые стороны, до сих пор скрытые. Созерцание старого дома возвращает нам мир, который видел этот дом юным, и воскресший мир дает возможность видеть то, что прежде оставалось незримо»;
5). через поиск поры цветения , когда «местность с яркой индивидуальностью в определенный час открывает наиболее полно скрывающийся в ней genius loci ( божество местности, П.Ш. )», но «н ужно много раз пережить все связанное с данной местностью, чтобы уметь правильно определить наиболее сродную ей пору. Быть может, подобные суждения субъективны, но поиски выразительного часа не должны быть признаны всецело произвольными, а потому излишними. В них можно обрести познание некоторой правды о духе местности. Звуки и запахи должны быть также приняты во внимание при этих поисках»;
6). через опыт других людей, заключенный в памятниках культурного наследия , потому что отражение города «в душах наших художников слова не случайно, здесь нет творческого произвола ярко выраженных индивидуальностей. За всеми этими впечатлениями чувствуется определенная последовательность, можно сказать, закономерность. Создается незыблемое впечатление, что душа города имеет свою судьбу, и наши писатели, каждый в свое время, отмечали определенный момент в истории развития души города»;
7). через названия улиц , ибо «городские названия — язык города. Они расскажут о его топографии, о его окрестностях, истории, героях, промышленности, идеях, вкусах, юморе. Они так же определяют стиль города, как его строения, его легенды, его сады»;
Анцыферов так же предупреждает нас: «ни в коем случае не следует превращать город в музей достопримечательностей, которые показываются при экскурсиях, как невежественными фантазерами-гидами, так и специально подготовленными руководителями».
Не постесняюсь добавить к методам Анциферова пару своих советов по пониманию своего города : 1) через его функцию и 2) через «расширенный поиск» .
Не знаю, почему Николай Павлович не упомянул в своей работе «практическое» предназначение (роль в макроэкономике, статус) города, но без учета этого, казалось бы - очевидного, фактора понимание города невозможно.
«Расширенный поиск» - это моя личная практика. Используем механизмы поисковых сетей интернет и локальных сетей, объединяющие компьютеры горожан. Качаем всю информацию, откликнувшуюся на запрос по имени города. Понятно, что это настоящая информационная лавина: фотографии (старые, современные; пейзажи, люди, события; карты, планы), символы, геральдика, картины и рисунки художников, воплощенные и невоплощенные архитектурные проекты, песни о городе, музыка местных авторов, видео (фильмы, клипы, анимация на фоне города или о местных события и персонажах; домашнее видео жителей; ТВ-сюжеты), книги и тексты (как по истории, мифологии города, так и данной местности «до города»). Шквал информации, особенно если вы «проникаетесь» городом с трех-, четырех- и более вековой историей. Сначала этот шквал сшибет вас с ног, но вы должны держаться цели: «переварить» весь объем информации, включая «лучшие голы местной сборной по футболу». Для этого вам придется изобрести систему сортировки. Но уверяю вас, ваш интерес в ходе этого эксперимента только возрастет. Интернет-информация, это не абсолютный хаос, как может показаться, она уже отсортирована естественным образом общественным внесословным интересом, что для вас является абсолютной ценностью, чего искал, но не мог себе технически позволить Анцыферов. Итак, гигабайты жестких дисков заполняются, вы – уже коллекционер: у вас есть настоящие раритеты, найденные в неких, только вам известных, архивах; вы уже обменивайтесь находками с краеведами. Я не гарантирую вам однозначного понимания судьбы города, тем более предвидения его судьбы, но у вас обязательно появится ощущение его противоречивой сущности и ощущение его предназначения и ритма. |