Шугуров Павел \ Интервью для журнала "Дорогое удовольствие" (Владивосток) \ июнь 2011
Актуальное искусство – это попытка русского перевода американского термина contemprary art, которым набравшаяся сил послевоенная Америка начала отсчет собственной истории искусств, реализовав таким образом давний комплекс неполноценности перед Старым светом. Сontemprary art, со свойственной американцам прямотой демократичностью – это всё искусство, созданное после 60-х годов. Переводом «актуальное искусство» прозападные художники и кураторы перестроечной России открещивались от традиций советского искусства, реализуя тот же комплекс только относительно собственной истории.
Сегодня современное искусство в России – это немногочисленная и достаточно закрытая тусовка людей, якобы создающих и реализующих эксклюзивный товар, нечто запредельное, невообразимо умное, эстетичное. И если ты имеешь это или хотя бы интересуешься этим, то ты – богатый, или хотя бы – продвинутый и модный... дорогое, знаете ли, удовольствие ))).
К российской жизни и культуре все это имеет мало отношения. Попытки современного искусства стать больше, чем дорогим бутиком, стать массовым неизменно наталкиваются на жесткую конкуренцию с индустрией развлечений и религиозными институциями. Искусство, функцией которого изначально было упаковывание «вечных тем» в понятную современникам оболочку, занимает промежуточное положение «интеллектуального аттракциона».
Многократно обманутые нафталиновым запахом постсоветских музеев и звенящей пустотой современных галерей, люди не ищут искусства, хотя и нуждаются в нем, больше, чем когда-либо. Именно искусство – двигатель культуры, должно решить кризис российского общества, вернуть нам самоопределение. Поэтому актуальную позицию искусства я лично вижу во внедрении в городскую среду. Уличные скульптуры и инсталляции, флеш-мобы и монстрации, росписи стен и крыш должны активизировать общественный диалог разных слоев и групп населения. Только когда мы начнем говорить друг с другом, у нас будет шанс договориться и наладить совместную работу и проживание в общем доме, городе, стране и мире. Уличное искусство избавлено от дутой элитарности, произведение либо «работает» - вызывает дискуссию, собирает мнения, либо остается незаметным…
Каждое имя в истории искусств, традиционной или, условно, современной для меня имеет значение, как необходимая ступенька к пониманию мироустройства, как кладезь опыта. Были особенно памятные открытия, в порядке личного узнавания: Ван Гог, Рембрандт, Моисеенко, Кандинский, Африка, Дюшан, Уорхол, Бойс, Коллективные действия, Олег Кулик, Некрореалисты, Михаил Крест, Блу, JR, Гордон Мата Кларк, Vhils…
Провинциальность нашего города, как и нашей страны, как раз и заключается в этом комплексе неполноценности… где-то якобы все хорошо, а у нас – все плохо. Я не идеализирую ситуацию в городе, а отношусь, как к данности. Возврата к прошлому не будет, но и без прошлого не будет будущего. У каждого города своя судьба, не всегда простая, не всегда удачная, но своя… А счастье жизни не в том, чтобы жить, как в раю, а в том, что ты творчески и ежемоментно созидаешь эту жизнь… и настоящее «дорогое удовольствие» – это видеть как твой труд меняет реальность.
Во Владивостоке работать очень сложно, самосознание горожан «на нуле», искусства нет, потому что нет денег на искусство и в нем нет необходимости. Но потому мне здесь так и интересно: здесь создается новый тип общества, новый тип искусства (мы сами формируем на него запрос, сами его продвигаем… именно то, что нам интересно). Процесс этот очень долгий и тяжелый, и, возможно, что ничего не получится… но именно такой эксперимент дает полноту жизни и радость каждой даже самой маленькой победы, и именно такое прошлое у всех ныне успешных сообществ.
Современного искусства в городе нет, но это и к лучшему… зато нет, как в Москве бесконечных подражаний американцам, и псевдо богемной гламурной тусовки. Есть люди, которые помимо того, что выживают, еще и осмысливают происходящее и ищут художественные символы для самовыражения. Павин, Бубновкий, Кудрявцев, Телешов, граффити-коллектив Concrete Jungle, 33+1… каждый реализует свою стратегию, все – на зачаточном этапе… но то, что сделано честно - мне лично интересно.
|