> Схема взаимодействия чиновников, арт-менеджеров, художников и публики для эффективного развития Городского искусства.

Схема взаимодействия чиновников, арт-менеджеров, художников и публики для эффективного развития Городского искусства.

Шугуров Павел Евгеньевич

Цели:

•  Каждое произведение Городского искусство должно популяризировать место своего размещения, и тем самым увеличивать его ценность. Популяризация должна быть рассчитана как на местного жителя, так и на туриста. Мерилами популяризации считаются: индекс цитируемости в новостях на мирового и федерального уровней, индекс цитируемости на ресурсах по урбанистике и искусству , обратная связь от жителей.

•  На программной основе способствовать развитию Городского искусства, прослеживая рост художников (от мелких уличных вандалов до профессионалов, произведения которых достойны увековечивания в вечных материалах) и эволюцию вкуса публики (от привычных форм советского реализма до актуального понимания современного искусства). Программная основа позволяет поновлять, восстанавливать или переводить в более долговечные материалы произведения, ценность которых подтвердилась в процессе их существования (либо оперативно закрашивать «неуместные» произведения).

Для эффективной реализации предлагается следующая схема взаимодействия: Чиновник – Менеджер – Куратор – Художник – Публика. Оптимальный срок для оценки эффективности схемы – 5 лет, каждый год из которых – отчетный и завершенный период – «сезон».

Чиновник.

Очевидно, что ресурсы Администрации не позволяют содержать отдельного человека по вопросам Городского искусства. Обычно это лицо отвечает за общий архитектурно-художественный облик города. Поэтому Чиновник вынужден делегировать полномочия по развитию Городского искусства стороннему подрядчику – Менеджеру.

Для понимания запроса населения на информационном ресурсе Администрации организуется «Копилка идей», куда горожане могут присылать свои предложения по художественному благоустройству среду: темы для произведений, места для размещения произведений, зарисовки и эскизы.

Чиновник отвечает за:

- анализ информации «Копилки идей» и формирование на ее основе общего вектора развития Городского искусства;

- размещение гос. контракта по развитию Городского искусства, сроком на 1 год , с заранее известным Куратором, художниками, темой, количеством поверхностей данного «сезона»;

- согласование эскизов на соответствие архитектурно-художественному облику города;

- необходимые (в соответствии за законами и нормами согласования) в смежных административных органах (ответственных за сохранение культурного наследия, районных управлениях и т.п.);

- оказывает, используя административные связи и ресурсы, содействие в получении согласований собственников, информационном продвижении проектов, или, например, предоставлении виз зарубежным авторам;

- архивирует для удобного внутреннего административного использования и анализа отчеты Менеджера по каждому «сезону» и обратную связь о проектах в виде писем в Администрацию;

- публикует от лица Администрации публичные отчеты о деятельности по программе.

 

Менеджер.

Для того, чтобы получить контракт на «сезон» (1 год), потенциальный подрядчик - Менеджер должен предоставить Чиновнику коммерческое предложение, сверстанное на основе «Копилки идей», с предложениями по тематике данного «сезона», именами потенциальных Кураторов и художников, а так же предложениями по возможным поверхностям (для осмысленного распределения произведений в разных частях города), но без конкретных эскизов. Данное коммерческое предложение становится основой для документации гос. контракта, либо последовательной серии гос. контрактов. Естественно, в интересах Чиновника, до объявления конкурса на гос. контракт опубликовать намерения для получения обратной связи уже на предпроектном этапе.

Задачи Менеджера:

- подготовить для Чиновника и продвинуть коммерческое предложение на «сезон» (в контексте прошедших и будущих «сезонов»), то есть подготовить для Чиновника проект Программы развития Городского искусства – от мероприятий по противодействию граффити-вандализму (путем проведения конкурсов или «открытия стен свободного рисования») до воплощения проектов в вечных материалах.

- в определенный срок собрать необходимые эскизы и документы для согласования Чиновником и его коллегами;

- обеспечить согласование проектов собственниками поверхностей на возмездной или безвозмездной основе (через протокол собрания Жилищных комитетов, либо по договору с Управляющими компаниями). В данном согласовании должен быть либо прописан срок, когда произведение будет закрашено (за счет Менеджера), либо то, что Менеджер бессрочно несет ответственность по качеству содержания данного произведения;

- зафиксировать договорами деловые отношения с Куратором и художниками (включая их потребности в проживании, питании);

- нести ответственность за материальное обеспечение проектов: поставку и качество материалов, оборудования, спец. техники, за подготовительные общестроительные работы;

- подготовить информационную поддержку каждого проекта отдельно и программы всего «сезона» в целом;

- нести материальную ответственность за качество изготовления проектов;

- подготовить отчёт по итогам «сезона», по каждому проекту в отдельности (было-стало, сбор упоминаний в СМИ и на специализированных ресурсах по урбанистике и искусству).

 

Куратор.

Произведение Городского искусства – это произведение искусства, поэтому коллективная оценка возможности его появления невозможна! Даже если экспертный художественный совет состоит из действительных профессионалов. Функция искусства, и Городского в том числе, не украшать обыденность, а создавать символы и образы для осмысления и обсуждения. Провоцирование общественного диалога горожан вне зависимости от состояния и положения – в этом смысл Городского искусства. Главное качество Городского искусство – его уместность, то есть соответствие темы, техники архитектуре и социологии места его размещения. Для того, чтобы получить качественное произведение, необходимо хорошо знать: а). особенности места и локального социума и б). творчество художников, способных художественно отразить и развить эти особенности. Это работа Куратора, который не имеет отношения к материальной части программы, но подписывается своим именем и репутацией под её идеологической частью. Эффективность этой работы оценивается по итогам «сезона».

Итак, область ответственности Куратора:

- формулирование от своего имени основной темы «сезона» (в зависимости от запроса, сформированного «Копилкой идей», общим вектором развития искусства и урбанистики, с целью создания актуальных произведений с большой потенцией индекса цитирования);

- анализ мест размещения произведений (история и мифология, осмысленность их расположения в разных частях города, архитектура, удобство воплощения будущих произведений, локальный социум);

- подбор художников, возможно на конкурсной основе, «под конкретное место», для того, чтобы а). они имели максимальный потенциал для реализации своего уникального стиля и б). чтобы данное произведение стало этапным для их карьеры (по масштабу, или по материалу, или по теме, или по качеству исполнения);

- максимальная популяризация общей темы и задач «сезона» , а так же каждого авторского проекта в отдельности.

 

Художник.

Должен:

- максимально реализовать возможности своего таланта и стиля;

- нести именную ответственность за уместность, идею, качество исполнения произведения.

 

Публика.

Все участники данной представленной Схемы отчитываются и, в конечном итоге, несут ответственность перед Публикой, поэтому все заинтересованы в точном формировании «общественного запроса» и максимальной обратной связи, для корректировки своих действий. Чиновник и Менеджер несут ответственность за материальную часть (общий бюджет, финансовые отношения по проектам). Куратор и Художник несут именную ответственность за идеологию произведений. Это разделение должно четко соблюдаться и транслироваться для правильного формулирования обратной связи.

Произведения искусств потеряют свою актуальность, если будут сделаны «на потребу» публики. Однако, произведения Городского искусства, смысл которых – провоцировать общественный диалог, всегда «работают» с мнением публики (собирают его, анализируют, провоцируют, троллят, заигрывают и т.п.).

Вкус публики в современной России сформирован советским реализмом и мещанской любовью к узорам, золоту и всему красивенькому. Наша задача создать условия для его плавной эволюции до понимания или приятия современного искусства. Чтобы процесс этот прошел без срывов и планомерно – нужен грамотный Куратор.

________________________________________________________________

Представленная схема не описывает множества нюансов развития Городского искусства. Например, то, что программные методы всегда стимулируют внепрограмную активность – активность различных инициативных групп, политиков или коммерсантов с их наружной рекламой. Важно комплексное понимание целей и программы по их достижению, в рамках существующего законодательства (не меньше, но и не больше (это к вопросу о необходимости согласования забрендированных произведений Управлениями по рекламе, для чего нет законных оснований). Все бюджетные и внебюджетные мероприятия должны укладываться в курс, намеченный Куратором.

Важно отметить, что представленная схема в полной мере была опробована в рамках реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Улучшение художественного облика городской среды Владивостокского городского округа» на 2012-2016 годы, информацию о котором можно найти на сайте 33plus1.ru и в сети Интернет.

 

 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт