Катюша.
Владивосток, ул. Овчинникова, 6.
2013.

Автор идеи — Нелли Мизь.

Автор эскиза — Константин Новиков.

Архитектор — Ольга Кузнецова.

Скульптор — Иван Кулаков.

Каллиграф — Евгений Тхоржевский.

Продюсер — Павел Шугуров.

Заказчик — администрация г. Владивостока.

Бронза, гранит.

Конкурс эскизов.

На выставке в галерее «Арка» 12 апреля 2013 были представлены эскизные модели от скульпторов из Владивостока, Санкт-Петербурга и Москвы. В состав жюри входили:
  • Глава города Владивостока Игорь Сергеевич Пушкарёв;
  • Председатель совета ветеранов Яков Григорьевич Кан
  • Доцент кафедры сервиса и туризма ДВФУ Нелли Григорьевна Мизь;
  • Заслуженный художник России, доцент кафедры проектирования архитектурной среды и интерьера ДВФУ Алексей Пантелеевич Онуфриенко;
  • Директор Приморского государственного объединённого музея им. В.К. Арсеньева Виктор Алексеевич Шалай;
  • Главный архитектор Владивостока Анатолий Иванович Мельник;
  • Главный художник Владивостока Павел Евгеньевич Шугуров.

Изготовление и установка.

История.

Первой о том, что Катюша — не обобщенный или некий абстрактный, а вполне реальный персонаж, заговорила Нелли Мизь, почетный гражданин Владивостока, краевед.
— Есть красивая история, — рассказывает Нелли Дмитриевна, — о том, как поэт Михаил Исаковский написал четверостишие о том, как на высокий берег выходила Катюша. Но… Дальше стихи никак не шли. Тем не менее начатую работу Михаил Васильевич показал композитору Матвею Блантеру. Тому так понравилась ритмика стиха, что он стал настоятельно просить поэта дописать песню. И, когда грянули события на Хасане, возможно, рассказал Исаковскому о своей знакомой — Екатерине Алексеевой, с которой он вместе учился в консерватории и которая получила орден Красной Звезды за мужество, проявленное во время боев на Хасане. Сообщения о том, что Екатерину Алексееву наградили орденом, появилось в октябре 1938 года, а премьера песни «Катюша» состоялась в ноябре 1938 года.
Певица Валентина Батищева, исполнившая «Катюшу» впервые в Колонном зале Дома союзов, вспоминала, что песню пришлось трижды исполнять на бис — так она сразу же полюбилась слушателям…
Песню Матвей Блантер посвятил Екатерине Филипповой-Алексеевой.
Так кто же она, Екатерина Алексеева, ставшая, вполне вероятно, прототипом героини песни?
Она родилась 24 марта 1911 года во Владивостоке на Первой Речке в семье часовых дел мастера Николая Филиппова. С детства у девочки проявились уникальные музыкальные способности: тонкий слух, выразительный голос. С 12 лет девочка «обеспечивала музыкальное сопровождение» немых кинокартин – при полном восторге публики.
Когда Катя Филиппова окончила школу, родители решили, что дочери следует всерьез учиться музыке. Она поступила в Ленинградскую консерваторию, где была в числе лучших… Но на третьем курсе Екатерина случайно травмировала руку — с мечтой о музыке пришлось проститься. Однако в это время девушку нашла настоящая любовь: она познакомилась с капитаном Александром Алексеевым, который окончил военную академию. Вскоре капитан получил назначение — начальник штаба погранотряда в Посьетском (Хасанском сегодня) районе Приморья. Как и следует жене военного, Екатерина отправилась к месту службы вместе с мужем. И отнюдь не сиднем сидела, изображая «жену офицера». Нет, пока муж возводил оборонные сооружения, Екатерина активно принимала участие в общественной жизни: готовила концерты художественной самодеятельности, изучала санитарное дело.
29 июня 1938 года грянули Хасанские события. В гарнизон стали поступать раненые. Под госпитали были задействованы многие здания, в том числе клуб. Жены офицеров были и санитарками, и медсестрами, и помощницами. Екатерина Филиппова-Алексеева за 14 дней боев проявила настоящую самоотверженность, по сути без сна и отдыха оказывая первую помощь бойцам, делая перевязки, кормя тяжелораненых, помогая писать письма родным…
Осенью этого же года вышел в свет Указ президиума Верховного совета СССР, в котором медалями и орденами награждались участники боев на Хасане, а также члены семей комсостава, работники госпиталей – за образцовое выполнение боевых заданий, мужество и доблесть… В списке награжденных были и Александр Алексеев, и его верная смелая жена. Награду Екатерина Николаевна получила из рук Калинина и стала одной из первых женщин в СССР, получивших орден Красной Звезды.
А вскоре зазвучала из всех репродукторов песня «Катюша». Простая мелодия, доходчивые и очень душевные слова сделали песню, как сегодня бы сказали, «хитом», но это слово лучше оставить для нынешнего времени. Тогда же она стала поистине всенародной. «Катюша» с ее истинно русской музыкальной выразительностью и мелодичностью облетела весь мир…
И когда грянула Великая Отечественная, «Катюша» зазвучала тем более пронзительнее, ярче: обещание девушки сберечь любовь и ждать, пока милый сражается, было так близко, так понятно… Поразительно, но именно тогда появились десятки вариантов песни, в которых Катюша была медсестрой, бойцом с автоматом, подругой партизана и даже партизанкой…

«Проходившей по лесам и селам

Партизанской узкою тропой,

С той же самой песенкой веселой,

Что когда-то пела над рекой…»


Михаил Исаковский получил за «Катюшу» Сталинскую премию. На его родине в деревне Глотовка Смоленской области установлен памятный камень — на берегу реки, между прочим, и кроме того, создан музей «Катюши». Там есть удивительные экспонаты — к примеру, пластинка Валентины Батищевой, на которой впервые и была записана «Катюша». А еще… Есть в музее неприметная, давно вышедшая из моды розовая блузка с рюшами. Она принадлежала Екатерине Помазкиной. Предмет гардероба девушки передала в музей ее мать. И описала историю гибели дочери. Девушка работала в комендатуре у немцев и доставляла нашим секретные данные. Ее расстреляли на берегу Касплянского озера. Перед смертью она запела «Катюшу». Но допеть не успела…

Открытие.

Из диссертации Павла Шугурова

"Социокультурная динамика городского искусства в России

на примере г. Владивостока".

Примером неумелой модерации общественного мнения может служить конкурс на городскую скульптуру «Катюша», проведённый в марте 2013 г. Конкурс позиционировался как открытый с заранее обозначенным составом жюри, в который вошли: глава города И. Пушкарёв; автор идеи краевед Н. Мизь; Заслуженный художник РФ А. Онуфриенко; директор Приморского объединенного музея им. В. К. Арсеньева В. Шалай; главный городской архитектор А. Мельник; председатель совета ветеранов Я. Кан; а так же автор настоящего исследования, в то время – начальник муниципального отдела дизайна. В пресс-релизе сообщалось, что «не останутся в стороне и мнения горожан. Любой желающий сможет прийти на выставку конкурсных работ, открытие которой планируется 12 апреля 2013 г., и в течение недели ознакомиться, и отметить понравившуюся работу». При этом на портале одного из информационных агентств было устроено «народное» голосование. Среди 8 присланных из Москвы, Санкт-Петербурга и Владивостока на конкурс моделей была работа Александра Витальевича Безлюдного (1982 г. р.) – исполненный в технике резьбы по дереву образ Катюши в виде грубо сделанной народной игрушки. Протестуя против постмонументального подхода в образных решениях других участников или просто ради веселья, в качестве сетевого флеш-моба, пользователи Интернета начали активно голосовать за модель Безлюдного, и она победила с большим отрывом: 1 500 голосов из 5 700. Это, а также активные споры местных краеведов об исторической целесообразности установки «Катюши», стало информационным поводом для федеральных СМИ, что, безусловно, может расцениваться, как показатель высокого уровня социокультурной рефлексии на данную идею. Но также это запутывало работу жюри и заставляло муниципалитет напоминать, что конечное решение зависит не от «демократического» выбора, что звучало как оправдание нерадивых чиновников.

Текст диссертации на сайте ДВФУ.