Автор эскизов — Павел Малицкий.
Художники — Елена Гуляева, Юрий Карелин, Павел Шугуров.
Заказчик — консульство Японии.
Фасадная акриловая краска.
Эскизы.
Процесс работы.
Подобные произведения.
Итальянский дворик. 2010. Владивосток, Пограничная ул., 4.
Автор эскизов — Павел Малицкий.
Художники — Павел Шугуров, Юрий Карелин, Дмитрий Павлюк.
Заказчик — ГК "Эскадра".
Фасадная акриловая краска.
Утраченные здания Владивостока. 2013. Владивосток, ул. Адмирала Фокина, 23.
Автор идеи — Павел Шугуров.
Автор эскизов — Георгий Косенко.
Художники — Дмитрий Лучинин, Николай Кухоренко, Аделина Соляник, Максим Малушко,
Екатерина Лукъянова, Настя Воронкина, Игорь Гибадулин, Влад Ефремов,
Марк Михайлов, Евгений Стрельцов, Светлана Загвоздина.
Продюсеры — Павел Шугуров, Даниил Фомин, Александр Бойко.
Заказчик — администрация г. Владивостока.
Фасадная акриловая краска.
Примером современного городского искусства, реализованного в недолговечных материалах, мемориального характера может служить мурал «Утраченные здания Владивостока» (2013, Георгий Алексеевич Косенко (1986 г. р.)) на ул. Адмирала Фокина, 23. Единственная фасадная работа в рамках Программы развивала идеи, апробированные до появления Программы в 2011 г. в росписи подпорной стены «Трамваи Владивостока» (Константин Андреевич Максимов (1989 г. р.)), размещённой в районе ул. Ивановской, 3 б. Обе композиции содержали разворачивающееся в пространстве изображение, которое невозможно охватить взглядом сразу. Вдоль стены нужно было либо идти, созерцая одним сюжет за другим, либо ехать, также складывая общую композицию из отдельных фрагментов. Глаз человека делил, дробил изображение на сегменты, воспринимая изображённое, как смену кинематографических кадров. Отличались проекты тем, что повествование о трамваях имело начало и конец, где направление зрителя движения по односторонней улице задавало необходимый вектор рассматривания. В композиции (более 450 кв. м) были представлены городские трамваи от самых первых моделей до современных, которые сменялись словно на линейке времени, в окружении соответствующих персонажей, количеством более 130. Помимо ностальгического контекста, что также немаловажно, работа демонстрировала способ ментального картирования. Изображённые здесь образы имели характер избыточности, и реципиент не получал новой информации. Зато у него включались другие механизмы восприятия, типологически идентичные «созданию индивидом ментальных карт» [Гороховская 2014]. Роспись была сделана как «индивидуальный путеводитель» – были выбраны метки-ориентиры движения зрителя, обозначены объекты, которые, возможно, непрезентабельны, но зато выражают эмоциональное отношение человека к месту: лоток со сладостями, сидящий на скамейке мужчина с цветами, гуляющие дети.
«Утраченные здания» - намеренно «бесконечная» история. Здесь в форме случайного коллажа были представлены исторические сооружения Владивостока, которые были разрушены в ходе трансформаций городской среды, и утрата которых до сих пор является предметом скорби горожан, чему доказательством служит, например, выставка 2015 г. «Вызов забвению: опыт археологии утраченного» в Приморском государственном музее им. В. К. Арсеньева.
Временные проекты мемориального характера «Трамваи Владивостока» и «Утраченные здания» и им подобные представляют ещё одну технологию в коммуникации зрителя с современным городским искусством. Если в описанных выше символических и топонимических проектах зритель сам создаёт воображаемую историю, то мемориальные произведения выстраивают коммуникацию, погружая зрителя в городскую историю (мифологию). «Фиксация деталей незаметно переводит наблюдателя из внешнего мира в область субъективных перцепций». Такая форма эмпатии, как выразился М. Ямпольский в своей работе «Наблюдатель. Очерки человеческого видения», «совершенно снимает различие между восприятием и внешним миром». Коммуникация с современным городским искусством, таким образом, выстраивается как опыт воображаемых практик, пробуждая индивидуальное, в отличие от коллективной памяти, отношение к истории пространства. Формируется ос-нова для пространственной идентичности горожанина через чувство личностной сопричастности к месту, которое подтверждает самую глубокую, по выражению исследователя подходов визуального анализа В. Семёновой, «автобиографическую» стадию формирования городской пространственной идентичности. Так создаётся эффект «проживаемого» пространства, что имеет прямое влияние на комфорт городской среды. «Публичные произведения актуализируют мемориальный срез городского пространства (истории, легенды, воспоминания), проводя культурную контекстуализацию и создавая ощущение темпоральной глубины. В итоге это способствует формированию автобиографической стадии освоения пространства горожанами и развитию городской идентичности, что особенно немаловажно для Владивостока с его сравнительно небольшой, полуторавековой, историей».
Из диссертации Павла Шугурова
"Социокультурная динамика городского искусства
в России на примере г. Владивостока".
Дальневосточный модерн. 2020. Владивосток, ул. Славянская, 20. Арт-дом 33+1.
Автор эскизов — Лев Водоедов.
Художники — Павел Шугуров, Анна Шугурова, семья Белоглазкиных.
Фасадная акриловая краска.
Комментарии Алексея Кротова, искусствоведа:
Проект поднимает проблему сохранения исторического наследия, художественного образа современных строений, появляющихся в городе. В изображении использованы основные элементы владивостокского модерна — элемент "круг в круге и три линии", валюты, маскароны, гутты, о чём писала Ольга Обертас. Также добавлены ранее неиспользованные детали с местной символикой.
Поднимается также проблема качества уличного искусства, создаваемого к юбилею города. На центральных улицах — плохо нарисованные герои ВОВ, в очкурах, на гаражах — действительно близкие горожанам рисунки. Художники как бы обращаются к администрации, застройщикам, девелоперам, архитекторам: Ну давайте уже относиться к городу как к своему дому, родовому.
Все спрашивают про согласование собственника. Хозяин приехал, охнул и завалил спасибами. У него теперь дворец! Уличное искусство — это Право на Город! Кто больший хозяин, человек, который видит объект каждую минуту из своего окна, кто пытается растить детей культурными людьми рядом с ним, или кто по факту владеет объектом? Кто хозяин города — жители или собственники и администрация?