Волшебные растения Урала.
Екатеринбург, ул. Толмачёва, 23. Фестиваль "СтолпоТворение".
2007.

Авторы идеи и эскизов — Светлана Потапова, художники 33+1.

Художники — Павел Шугуров, Юлия Августинович.

Продюсеры — Екатеринбургский филиал ГСЦИ.

Куратор — Светлана Булатова.

Фасадная акриловая краска.

Эскизы.

Каждый из 33 художников нашего арт-сообщества взялся изучить историю и существующую мифологию Екатеринбурга, особенно касающуюся локального тотема - недостроенной телебашни - и примыкающих к ней территорий. На основе изученного архивного материала каждый создал некое авторское растение, якобы растущее или росшее вблизи, или чем-либо другим связанное с башней. Законченность проекта определяется разнообразием подходов к созданию растений и мифологий, контекстное вплетение в эти мифологии всех основных исторических событий Екатеринбурга, уральского фольклора, фактов, касающихся истории Башни, собственных мифологий художников, взаимосвязей с теми регионами России, которые они представляют, а так же с мифологией арт-сообщества 33+1.

Основной миф, вокруг которого художники выращивали дендрарий - построенная башня стала антенной в космос (а возможно советские архитекторы были посвященными и неспроста построили такую активную вертикаль, в самом сплетении города, воды (Исеть), природы и т. п.). И в окрестностях этой башни начали появляться невиданные растения, а так же оживать все древние растения этой земли. Всего на сегодняшний день было зафиксировано появление 33-х «волшебных» растений, о некоторых известно только по свидетельству одного - двух человек, некоторые были обнаружены уже засохшими, о некоторых мы только читали, кто-то видел только тень… и так деле – 33 оригинальные легенды, «замешанные» на фактах истории, существующих мифах – Бажове и др.

Каждое растение обладает некой ярко выраженной символикой, так как через растения (мифы о них) проявляются основные архитипы Урала, уральца: доброе начало или злое, простодушное или коварное, духовное или бездуховное, или Ничто… (эта система – есть суть исследований художников нашего арт-сообщества – 33 субличности в составе одной личности). Все вместе эти архитипы составляют психологический портрет современного человека – уральца: сплав истории (дореволюционной, советской, постсоветской, современной), народной культуры и художественной мифологии.

Процесс работы.

Из статьи Светланы Булатовой "Про страстотерпцев, чудотворцев и поганый столб".

Целый год продолжался долгоиграющий проект ЕФ ГЦСИ «СтолпоТворение». Начало было положено в сентябре 2006 года на проходившем в Москве фестивале «Cтой! Кто идет?», где мы презентовали выставку уральских художников. Чуть позже, в мае 2007, с выставкой смог познакомиться и екатеринбургский зритель. Завершилось же все public-art фестивалем, состоявшимся этим летом в нашем городе, и символом его, как и прежде, была выбрана недостроенная свердловская телебашня.


Мифологический Дендрарий

Идея самого масштабного проекта принадлежит петербургскому художнику Паше Шугурову, предпочитающему, правда, действовать «от имени и по поручению» арт-сообщества «33+1». Шугуров развил целую историю вокруг недостроенной башни. Якобы, с ее возведением, с появлением некой энергетической вертикали в экологии края произошли необратимые изменения, и в пределах этой аномальной зоны начали оживать самые диковинные растения уральской земли. Мифологический портрет каждого такого растения Паша добросовестно и скрупулезно разрабатывал, с привлечением множества научных и литературных источников. Получился более чем солидный «гербарий». Из богатейшей номенклатуры выдуманных художником растений у меня в любимцах числится Кура-лопух. Растение когда-то давно росло по берегам озера Шарташ, а на его гигантских листьях селились целыми семьями наши далекие предки. Голландские художники, доведись им узнать поподробнее о быте «кура-лопушан», непременно разразились бы прелестной жанровой серией. Но ничуть не меньше заслуживают внимания и Болотная кочка, и Тополь-Потап, и Семивер… Всего 33 растения – по числу персонажей арт-сообщества.


Проект нашел воплощение в виде фрески, заборной росписи и так называемых «секретиков». Последние представляют собой арт-объекты, установленные на набережной Исети, на Аллее Культуры – отлитые из бетона кубы с вмонтированными в них живописными, графическими и мозаичными изображениями семи фантастических растений. Бетонные «изваяния» совсем невелики росточком, чтобы прогуливающимся карапузам было сподручнее изучать «секретики», отсылающие к известной детской забаве. Мозаичное панно с каменным цветком и правда весьма напоминает «клады» из стекляшек, засушенных лепестков, конфетных фантиков и золотинок, припрятываемых в укромных местах. По законам игры, прекрасно известной детям, знанием о сокровище полагается делиться лишь с ближайшими друзьями в знак особого к ним доверия – очень трогательный обычай, хорошо бы распространить его и на взрослую жизнь. У меня, по крайней мере, состоялся уже не один задушевный разговор поблизости с «секретиками». Да и место действительно исключительное – нарядные ивы над рекой, старые кирпичные постройки, слегка отдающие иностранщиной (заводской английский пригород), недостроенная башня и недовозведенный ажурный купол цирка[1]. И «секретики». Семь маленьких столбиков, башенок в миниатюре, проекций одной гигантской прародительницы так же из мира флоры – «поганки». И каждый «секретик» со своей историей, которую, если нет охоты домысливать самому, можно узнать, посетив созданный Павлом Шугуровым сайт (http://33plus1.ru).

Продолжение проекта в рамках смежного мероприятия.

Екатеринбург. 2007.

Фестиваль "Длинные истории Екатеринбурга 5".

Авторы идеи и эскизов — Светлана Потапова, художники 33+1.

Художники — волонтёры фестиваля.

Куратор — Арсений Сергеев.

Фасадная акриловая краска.

Подобный проект.

Портрет современника. 2009. Кемерово, ул. 40 лет Октября, 11 А.

Авторы эскизов — художники 33+1.

Художники — Павел Шугуров, Юлия Августинович.

Продюсер — Елена Митрофанова.

Заказчик — Кемеровский областной музей изобразительных искусств.

Фасадная акриловая краска.

Проект "Портрет современника" — это совместный проект молодых художников из Санкт-Петербурга (Ю. Августинович) и Владивостока (П. Шугуров) и Кемеровского областного музея изобразительных искусств, реализованный в октябре 2009 года в Кемерово в удалённом от центра, пост-промышленном Кировском районе города. Район был создан в 1935 г., для персонала, обслуживающего два крупных химических предприятий города. Сегодня предприятия закрыты, и в связи с этим район замер в своём развитии. Смешение архитектурных стилей: от конструктивизма до барачных построек, отсутствие благоприятной инфраструктуры для жителей, затруднённое сообщение с остальными районами города из-за наличия только двух автомобильных дорог не позволяет говорить о самоидентичности этого места. Но, доступность цен на жильё, делает этот район привлекательным для молодых семей, студентов и работников бюджетной сферы.

"Портрет современника" — это роспись фриза здания в котором расположена Детская школа искусств. Авторы, П. Шугуров и Ю. Августинович члены художественного сообщества «33+1» , которое объединяет молодых и талантливых авторов по всей стране. Авторы эскиза росписи в основу концепции этого экстерьерного произведения вложили идею будущего развития учеников школы искусств: 33 портрета, 33 образа. Кто-то из них станет художником, кто-то музыкантом, кто-то погрузится в свой внутренний мир и т.д. Фриз опоясывает здание по всему периметру, и роспись заметна со многих точек обзора. Географически, здание расположено в центре района, поэтому оно сразу привлекает к себе внимание: необычная трактовка образов, яркие насыщенные цвета, смешение различных стилей рисования в одном произведении делают её необычайно притягательной для взглядов. Кроме того, она побуждает вглядываться в сюжет и размышлять над каждым из портретов.

"Портрет современника" — первый шаг к новой жизни "замершего района". Проект привлёк внимание власти к проблемам района. Проект вызвал резонанс у жителей и наблюдателей. Проект получил множество отзывов в средствах массовой информации.

"Портрет современника" — это социальное явление. Пример, когда художник не только самореализуется в своём произведении, но и привлекает внимание к имеющимся проблемам. В данном случае: неблагоустроенность, серость, непривлекательность места, которое каждый день посещает большое количество детей, занимающихся искусством.

"Портрет современника" — историческое явление. Работа в преобразовании среды этого района продолжилась. В мае 2010 года туда пришли другие молодые художники, скульпторы, и работа над формированием нового пространства была продолжена.