Персонажи Екатеринбурга.
Екатеринбург, исторический центр.
2010.

Автор идеи и эскиза — Пётр Работник.

Художники — Павел Шугуров, Пётр Работник, Андрей Колоколов.

Кураторы — Стенограффия.

Продюсер — Евгений Фатеев.

ЦСП, цемент, пигмент.

Старик Б. У. Кашкин. Ул. Малышева, 43.

Тополь Потап. Ул. 8 Марта, 19 А.

Легенда о Тополе Потапе.

Совсем недавно ко мне попали дневники моей покойной матери, и я узнала фантастическую историю ее последней любви.

Отношения между родителями в нашей семье, как и в большинстве семей восьмидесятников, были очень натянутыми. Развод был бы для них позором… и двое, ставших абсолютно друг другу чужими, людей были вынуждены проживать вместе в постоянном напряжении и ссорах. Отец пристрастился к выпивке. А мать, не имея рядом близкого человека, которому можно было бы «излить душу», завела дневник, которому стала доверять свои переживания. Из этих дневников я и узнала об удивительном происшествии, случившемся с мамой.

1986, август. Мама работала на Белинского и ходила на работу через Дендропарк. Каждый вечер по пути домой она останавливалась передохнуть на парковой скамеечке под молодым тополем.

«Я чувствую себя здесь так уютно, так защищено…» - писала она. Постепенно ей в привычку вошло рассказывать тополю свои душевные терзания: «Скажу ему свою боль, она и отпустит…»

Дальнейшее развитие событий, наверное, кто-то сочтет выдумкой, кто-то болезнью, но моя мама влюбилась в Тополь, как в мужчину. Эта любовь вернула ей молодость и радость жизни. Не буду приводить ее восторженных записей об этом периоде – очень они личные, но это было настоящее чувство – романтичное, юное.

Самое удивительно, что тополь, которого она назвала Потапом, стал отвечать ей взаимностью, «открывать ей объятия», «ласкать тенью».

«С каждым днем Потап все больше похож на человека, выпрямляются ветви, кора становится гладкой, розовеет».

«27 сентября 1986. Сегодня я увидела его глаза. Такие голубые, такие проникновенные, такие добрые».

«8 октября 1986. Купила ему одежду. Он почти человек. Мой Потапушка!»

И последняя запись от 15 октября: «Я уверена – сегодня ему всё удастся. Сегодня он оторвет свои корни!»

Мама моя умерла в 1991 году от несчастного случая. Ее дневники передала мне через десять лет ее подруга. Дальнейшее развитие истории очеловечивания Тополя Потапа мне не известно, никто из нашей семьи никогда не говорил об этом…

Утраченные произведения:

Бабка Синюшка.

Дети перестройки.

Советский инженер.

Эскизы.

В течение двух дней Павел Шугуров изготовил 5 бетонных рельефов высотой в человеческий рост, которые затем появились во дворах уральской столицы. Для работы понадобилось 500 кг цемента, металлическая сетка для основы и цементно-стружечная плита. Размер каждого панно — около 2,2 м в длину и 1,5 м в ширину. Живой мастер-класс художника состоялся 4 и 5 августа 2010 года во дворе Информационно-туристической службы Екатеринбурга (ул. 8 Марта, 21).

Екатеринбург стал вторым городом после Владивостока, где реализовался проект бетонных рельефов 33+1. В июле 2010 года в квартале под названием "Миллионка" появились обитатели, некогда населявшие Владивосток.

В уральскую столицу художник прибыл в рамках первого сезона фестиваля уличного искусства и граффити «Стенограффия», который стартовал в Екатеринбурге 27 мая 2010 года. В ходе мероприятия мастера граффити украсили рисунками крышу кинотеатра «Салют», вагон городской электрички, несколько статусных зданий, подземных переходов и теплопунктов.

Процесс работы.

История.

На днях уральскую столицу посетил известный художник из Владивостока, лидер мастерской монументального искусства «33+1» Павел Шугуров. Своим визитом «бетонных дел мастер» положил начало очередному этапу фестиваля уличного искусства «Стенограффия», стартовавшему в Екатеринбурге ещё в середине мая. Очередной этап конкурса, посвящённый бетонному стрит-арту, призван, как и предыдущие, создать положительный образ города посредством стенографии, райтерского мастерства с использованием современных тенденций и направлений в уличном искусстве, – поясняет заместитель директора муниципального учреждения «Столица Урала» Сергей Григорьев. – В своих работах творцы и художники должны сделать акцент именно на этом. Анализируя качество и подачу уже созданных произведений на предыдущих этапах фестиваля, можно с полной уверенностью говорить о том, что Екатеринбург стал одной из столиц стрит-арта в России. Однако, чтобы поддерживать это звание, нам нужны новые идеи и их создатели. Именно поэтому мы пригласили из Владивостока настоящего гения и мастера своего дела – Павла Шугурова. Как оказалось, художник весьма философски подходит к своим творениям в стиле стрит-арта. – Мы живём в обществе, в котором люди не воспринимают друг друга в качестве друзей, – объясняет создатель бетонных рельефов. – Само понятие «горожане», пожалуй, сохранилось только в Санкт-Петербурге. Оно включает в себя общность близких по духу людей в определённом культурном пространстве. К сожалению, во Владивостоке и, как я успел заметить, в Екатеринбурге таковое понимание окружающих отсутствует. Именно поэтому задача «уличных художников» – создать своим творчеством некие прецеденты, которые люди будут активно обсуждать, делиться мнениями друг с другом. Неважно, в каком проявлении: в спорах и дискуссиях или похвалах и восхищении, если возникает контакт – значит, цель достигнута, и работа проделана не зря. Главное, создать диалог людей внутри большого города. Наше искусство берёт своё начало «снизу», то есть идёт от народа – это некая философия. При создании своих работ я всегда её придерживаюсь. Оказалось, что уральскую столицу художник посещает не в первый раз. Пять лет назад мастер монументального искусства уже работал в Екатеринбурге, причём вполне успешно и плодотворно. Его руками был создан проект «Волшебные растения Урала» (семь уличных постановок, находящихся около цирка), который до сих пор пользуется популярностью у жителей области. В свой нынешний визит Павлу Шугурову предстоит сотворить пять бетонных рельефов высотой в человеческий рост. Таким образом будут созданы героиня сказок Бажова – бабка Синюшка, легендарный старик Б. У. Кашкин, фигуры, олицетворяющие прошлые времена, во многом знаковые для города, – «Дети Перестройки», «Советский инженер» и «Тополь Потап». – За основу взята мифология уральского региона, – рассказывает Павел Шугуров. <...> Помимо глубины своего содержания, фигуры впечатляют и размерами: 2,2 метра в длину и 1,5 метра в ширину, словом, настоящие гиганты. Для их создания художнику понадобится 500 килограммов цемента, металлическая сетка для основы и цементно-стружечная плита. Однако, по словам организаторов проекта, уникальность задумки заключается не только в специфике метода создания фигур, их образности и весьма внушительных габаритах, а в том, где они будут расположены. По словам организаторов проекта, данные творения будут находиться не на видных массовому зрителю местах, как полагается произведениям искусства, а в малолюдных двориках в центре города. Как поясняет сам создатель, «спрятать» своих героев он решил для того, чтобы горожане не забывали про маленькие, уютные местечки, затерявшиеся среди высотных городских джунглей, и почаще их посещали. Однако конкретные «закоулки» ещё не выбраны. На сегодняшний день на примете у художника есть несколько объектов, в числе которых площадка рядом с КТ «Салют» на пересечении улиц Ленина и Толмачёва, где, собственно, и обитал один из героев будущей скульптуры – Б. У. Кашкин. В своё время это же место облюбовали и участники предыдущих этапов «Стенограффии», разрисовав различными граффити крышу кинотеатра. По словам Сергея Григорьева, с согласованием площадок для проведения мероприятия проблем не возникнет, так как администрация города всецело поддерживает проникновение стрит-артовской культуры в городской антураж. <...>

Из статьи Марии Шубиновой

«Полтонны цемента для создания прецедента»

(«Уральский рабочий»):

Открытие.